Мой AGULIFE Все темы

Кризис одного года

Как определить, что у малыша начался кризис одного года, что именно он переживает в этот период и как справиться со всеми сложностями — давайте разберемся.

Лонгрид


Преодолеваем кризис 1 года

Как и почему у ребенка происходит кризис одного года, почему это важно для развития и взросления, как родители могут помочь малышу пройти через этот период.

Мнение экспертов

Кризис 1 года

Суркова Лариса Михайловна
Блогер, психолог, опытная мама

Мнение эксперта: Кризис 1 года

Суркова Лариса Михайловна

Блогер, психолог, опытная мама

Ваш любимый малыш, ваш ангелочек еще вчера лежал, сидел, агукал и гулил. И вдруг, совершенно неожиданно для вас, он начал меняться. «Ребенка как будто подменили», — говорят вам родные. То слезы, то смех, то истерики на ровном месте. Он все хватает, бросает, отбирает у других. Он перестал слушаться, отказывается от еды, рвет обои, пугает кошку, бьет и кусает маму или бабушку, зашедшую в гости, и, кажется, делает все, чтобы вас разозлить. Поздравляем, малыш дорос до кризиса 1 года!

Жизненные трудности годовалого ребенка

Итак, этап младенчества закончен, начался период раннего детства (от 1 года до 3 лет).Представьте: вы все понимаете, четко знаете, чего хотите, просите окружающий мир о помощи, обращаетесь к самому-самому близкому человеку, своей маме, а она, как и все вокруг, не понимает! Ну что еще в этой ситуации сделать, кроме как выгнуться, зарыдать, укусить, ударить...

Так чувствует себя малыш от 9 месяцев до 2 лет, когда головной мозг развивается быстрее, чем вербальные навыки и физические способности. Объем информации огромен, и он впитывает ее, как губка. В какой-то момент нервная система малыша, переполненная реками полезных и бесполезных данных, не выдерживает и требует перезагрузки. Выход эмоций у ребенка один — крик в сопровождении невербальных (поведенческих) проявлений: ударов, укусов, пинков.

Не кризис, а этап

Психология не говорит об этом возрасте как о кризисном. Такое название ему приписывают родители. Для них это и правда кризис или, скорее, шок. Был чудесный малыш, целовал маму, обучился играть в ладушки, махать «пока-пока» и другим детским радостям. А тут — маленький, неуправляемый монстрик! Но в действительности никакой это не кризис, а всего лишь этап развития.

Малыш ощущает себя самостоятельной личностью и хочет познавать мир. Он разбрасывает игрушки: ему нравится наблюдать, как они падают. Например, мячик поскачет, машинка упадет, кольца от пирамидки могут покатиться, а карандаши разлетаются, как салют! Ребенок впервые видит такое многообразие явлений, и, конечно, ему хочется все повторить. Круг предметов, попадающих в поле зрения юного экспериментатора, расширяется, он начинает замечать вазочки на полках, его интересует папина бритва, хочется попробовать мыло на вкус. Все это — проявления естественного и очень сильного стремления к развитию. Постарайтесь понять, почему ребенок ведет себя тем или иным образом, что он хочет этим сказать. Запреты, которые, конечно, нужны, должны быть сведены к минимуму, но придерживаться их необходимо всегда. Говорить с ребенком следует серьезным тоном, так как дети лучше понимают интонацию, чем смысл сказанных вами слов.

Главная проблема — отсутствие речи. Ребенку уже очень многое надо до вас донести, особенно — свои желания, а вы не понимаете. Каждый раз такую ситуацию малыш воспринимает как трагедию. Он злится на маму и не знает, как выразить все, что хочет, кроме как вцепиться зубами!

Физическое развитие ребенка в 1 год

К году у ребенка появляется масса новых навыков и изменений в физическом развитии.

1. Начинает ходить, а значит, падать. И управлять своим телом очень непросто. Малыш устает физически.

2. Лезут самые «тяжелые» и болезненные зубы, следовательно, помимо зубов, болит и голова.

3. Меняется работа вкусовых рецепторов. Раньше было не важно, что есть, а теперь появились пищевые пристрастия.

4. Меняется режим дня, количество сна — это очень тяжело физически.

Продолжительность кризиса

В отличие от кризиса 3 лет, этот непростой период бывает почти у 100 % детей, и, как говорят психологи, если мама заявляет, что этого не было с ее малышом, она просто не помнит. Память заблокировала негативные воспоминания. Но длится кризис 1 года недолго, обычно продолжительность острого этапа составляет 2 – 3 месяца.

Более того, примерно в 1,5 года наступает период затишья. Малыш мирно играет с другими детьми, гуляет с вами за ручку, хорошо кушает, послушно складывает пирамидку. Это полгода счастья, передышка для мамы перед первым серьезным испытанием — кризисом 3 лет.

Учимся справляться с кризисом

Хотите знать, что делать?

1. Во-первых, терпеть! Не проявлять агрессию! Ни в коем случае нельзя малыша бить, шлепать и применять другие способы физического наказания. Не кричите! Ребенок будет «зеркалить» вашу реакцию и кричать еще громче вам в ответ.

2. Отвлекать. Запаситесь парой десятков вариантов, как эффективно отвлечь малыша от его проблемы. Посмотреть в окно, почитать книжку, взять игрушку, приготовить яркие картинки, краски, покормить птичек, сходить на пруд, поймать лягушку, посмотреть, как тает снег, — уверена, вы придумаете что-то свое!

Самые распространенные проявления кризиса

Разберем ряд самых частых жалоб мам.

1. Ребенок все отрицает, машет головой или говорит «нет». В ответ на любое действие бьет маму или кусает.

Это время в психологии называют «периодом постоянного или систематического отрицания». Почему так случается, до конца не известно. Это нормальный процесс созревания личности и осознания себя индивидуумом. Впервые маленький человек начинает осознавать: мое слово что-то значит. Конечно, мы с вами, как взрослые люди, понимаем, что в 90 % случаев он не хочет говорить «нет». Это такой парадокс. В нем лежит корень ответа и на вопрос «что делать?». Фильтруйте. Если ребенок говорит «нет» после вашей просьбы его поцеловать — оставьте его в покое. Если он отвечает отказом на предложение поесть — выслушайте и посадите за стол. Почти наверняка он согласится. Ведь свою важную роль он уже показал.Часто отрицание сопровождается укусами, ударами и злостью. Почему? Думаю, вывод для вас уже очевиден: ребенка не услышали. Он же сказал — нет. Будьте внимательны к мнению маленького человека, который ощущает себя большим.

Станет чуть легче, когда ребенок перейдет на следующую стадию развития — научится составлять смысловой ряд от слова к действию. Например, вы говорите «идем на качели», он отвечает «нет». И это не просто «нет», а желание пойти в песочницу. Такое случается ближе к 2 годам.

2. Ребенок плохо ест или хочет управляться с едой сам. Он желает щупать ее руками, понимать, какая она, из чего сделана, теплая она или холодная, липкая, гладкая, шершавая. Он хочет переживать первобытный момент «я добыл еду и съел ее сам». Но это же грязь! Все надо будет убирать, мыть малыша и тратить много времени. Это огорчает маму. И самое главное: если дать ребенку «свободу» за столом, он будет голодный, потому что мало съест!

Не раздувайте слона из мухи! Возьмите себя в руки и поймите: это важнейший этап развития ребенка, совмещающий в себе и мелкую моторику, и сенсорику, и много чего еще. Можно взять пленку и застелить часть пола. Можно придвинуть вплотную к взрослому столу детский стульчик, сделать чехол на него. Приготовьте для ребенка свою тарелку и свою мини-ложку. Кладите небольшую порцию еды в эту тарелку и позвольте пользоваться ложкой. Если вы дадите ему кусочки, а не пюре или суп, он сможет и руками есть, и не сильно пачкаться, и учиться жевать.

Если ребенок скидывает тарелку на пол, строго говорите, что делать этого нельзя, будет грязно и маме много убирать. Когда надевает тарелку на голову — дайте ему это сделать один раз. Пусть он ощупает свои липкие волосы — и потеряет интерес.

3. Ребенок не дает себя одеть.

Во-первых, малыш начинает по-новому ощущать свое тело. Любое раздевание дает возможность почувствовать прикосновение воздуха к коже, испытать новые ощущения. Во-вторых, он считает себя вполне взрослой личностью, которая вправе сама решать, когда ее одеть, когда раздеть, причем этот момент у вас и у него точно не будет совпадать.Зная, что этот возраст уже настал, имейте всегда запас времени. Дайте ребенку 5 – 10 минут — на самоопределение. Чуть-чуть побегать голышом, проветриться. После этого он будет считать, что его воля реализована. Вы сможете его взять и одеть, проявив твердость и объяснив необходимость таких «жестких мер».

Сложнее, если вы ограничены во времени. Например, в кабинете врача, где надо делать все быстро, и желательно, чтобы ребенок не орал. Единственный разумный шаг взрослого человека в подобной ситуации — ласково, но твердо взять малыша на руки, поговорить с ним, постараться его отвлечь и одеть, несмотря на крики, которые, впрочем, очень быстро прекратятся, если вы будете действовать именно так.

Ваша спокойная непреклонность поможет прекратить эту сцену и даст малышу возможность перестать протестовать, не испытывая из-за этого ни малейшего смущения, не чувствуя себя побежденным. Очень скоро его поведение изменится, и он снова станет милым и послушным ребенком.

4. Малыш хулиганит, везде сует свои пальцы и делает разные опасные вещи.

В возрасте 15 – 20 месяцев ребенок входит в фазу, которая называется «исследователь». Его мозг, психика, все высшие психические функции начинают развиваться с совершенно дикой скоростью. 

Поверьте, сует ли он пальцы в розетку или хватает горячую чашку — делает это кроха не для того, чтобы досадить вам или навредить себе. Он хочет ЗНАТЬ! Безумная, неконтролируемая сила тащит его вперед и заставляет все это творить.
Чем вы можете помочь? Самое главное — разграничить для себя и для ребенка две категории: можно и опасно. 

Все, что опасно, должно быть ограничено запретами. Совершенно категорическими. Нельзя всегда и последовательно, без исключений. Всевозможные ограничители вам в помощь!Главное, помните: пока еще он это делает не вам назло, а желая понять мир, узнать и развиться.

5. Часто мамы спрашивают, как говорить ребенку «нет» и «нельзя» и добиваться своего.До 2, 5 – 3 лет любой запрет должен быть оправдан. Оправдание в этот момент одно: все, что опасно для жизни, запрещено.

Нам, конечно, очень хочется привить ребенку хорошие манеры. Рассказать, что нельзя стягивать с педиатра бусы или залезать в чужую сумку, но, к сожалению, понять этого он сейчас не может (как, в принципе, разграничить «мое» и «чужое»).

Кроме того, у ребенка на этом этапе ведущую роль играет кратковременная память. Он не сопоставляет ситуации и не ищет схожести. Если дома не разрешают совать пальцы в розетку, это совсем не означает, что так нельзя делать и в гостях. Потому главное правило — один запрет должен действовать всегда и везде!

Строгих ограничений не должно быть слишком много, потому что ребенок просто перестанет их воспринимать. 

Лучшая форма проявления запрета — это язык вашего тела. Делайте достаточно строгое лицо, используйте возможность грозить пальцем. Не кричите, говорите всегда твердо и уверенно. Если в ответ на ваши действия малыш заплакал — не жалейте его. Этот плач — закрепление услышанного, и он быстро пройдет.

И помните: решение есть почти в каждой ситуации. От родителей в этот нелегкий период требуются разум и выдержка, и через какое-то время вы даже не вспомните, что кризис был.

Мнения других Экспертов

Отзывы наших мам

Фокина Анастасия

Надо ли наказывать годовалого ребенка за сломанные игрушки?

Нет, конечно. Вообще за сломанные игрушки наказывать никогда не надо. Это же подарок, вы подарили игрушку, это вещь ребенка, хочет ломать — пожалуйста, только другую такую больше не получит. Когда подрастет, сам поймет, какие игрушки ему дороги, и не будет их ломать. А в год он не понимает, что это, что игрушки денег стоят, и ломает их случайно. Конечно, нужно всегда говорить, что делать так нельзя, особенно рвать книги, но ребенку же интересно, что будет, если так сделать, а если ругать и запрещать, то это подавит детский интерес к исследованию.
Остались вопросы?
Мы найдем ответы
Спросить эксперта

Проверено 1000 мам

Что вы делаете, если ваш годовалый ребенок не хочет выполнять вашу просьбу?

  • Стараюсь заинтересовать 33
  • Переключаю на что-то другое, а потом снова прошу 24
  • Не отстаю, пока он не сделает 7
  • Ничего не делаю 4

Тест

Кризис 1 года

Как и почему у ребенка происходит кризис одного года, почему это важно для развития и взросления, как родители могут помочь малышу пройти через этот период.

Общение

МАМА#431125

плач перед сном

Всем привет, нашему сынульке 1,5.Столкнулись с такой бедой....
как ложить в кроватку спать-кричит, ругается,до истерики.
у нас никогда не было подобных ситуаций(((
я предполагаю, это может быть связано с тем , что я перестала ставить его в кроватку
когда занята по дому делами.
сейчас же он всегда возле меня, помогает)))
а когда я на работе.с ним,он спит в коляске.
вот и думаю что это связано. может это и возрастное?
сталкивались с подобным?
а на руках 5 мин поглажу и храпит)))
подскажите мне что делать? не хотелось бы приучать к рукам его)

1 комментария Последний 13.09.2016