Мой AGULIFE Все темы

Кризис одного года

Как определить, что у малыша начался кризис одного года, что именно он переживает в этот период и как справиться со всеми сложностями — давайте разберемся.

Лонгрид


Преодолеваем кризис 1 года

Как и почему у ребенка происходит кризис одного года, почему это важно для развития и взросления, как родители могут помочь малышу пройти через этот период.

Мнение экспертов

Надо ли заставлять годовалого ребенка есть, если он отказывается

Оксана Сергеевна Мищенко
Детский психолог

Преодолеваем кризис 1 года

Как и почему у ребенка  происходит кризис одного года, почему это важно для развития и взросления, как родители могут помочь малышу пройти через этот период.

Почему возникает кризис одного года

Ваш малыш растет и каждый день узнает что-то новое. К одному году он уже такой взрослый, что вы с удивлением вспоминаете, каким маленьким и беззащитным он был, когда родился. Теперь он ходит или хотя бы пытается, понимает слова взрослых и пробует говорить сам.
Каждый день мир открывается ему все больше. Вместе с новыми знаниями о мире его эмоциональное восприятие усложняется, ему нужно больше движения и впечатлений. Ребенок настойчиво требует общения и становится очень эмоциональным. Главное — запастись терпением и сохранять спокойствие. Никакая муха вредности не кусала вашего кроху. Просто он вырос, и у него начался кризис одного года — переходный период между младенчеством и ранним детством. Впрочем, этот период можно прожить и без явных кризисных проявлений, если предоставлять малышу достаточно внимания, возможностей для движения и развития. В контексте этой темы советуем познакомиться с материалом о развитии и игрушках

Перечислим основные процессы, происходящие с малышом к 12 месяцам:
  1. Становление ходьбы. Примерно в 8 – 14 месяцев дети начинают самостоятельно ходить, что само по себе сильно влияет на развитие ребенка, ведь этот новый навык дает ему возможность еще глубже исследовать окружающий мир.
  2. Развитие речи. В этот же период активно развивается речь. Но язык годовалого ребенка не похож на язык взрослых. Слова, которые он произносит, отличаются от привычных нам, и в каждое малыш вкладывает какой-то особый смысл, а иногда и несколько. Значение слова зависит от ситуации, в которой оно произносится. Мышление ребенка в этом возрасте носит несамостоятельный характер. Если взрослые могут пользоваться словами для описания своих мыслей, переживаний или воспоминаний, то ребенку они нужны для того, чтобы описать то, что он видит в данный момент времени. Пока еще он не может говорить об отсутствующих предметах. Данное явление носит название «автономная речь». С ее помощью ребенок констатирует, но не делает умозаключений. Вместе с тем слова «взрослой речи» малыш уже понимает.
  3. Противостояние взрослым. На этом этапе происходит отделение от матери. Ребенок начинает противопоставлять себя другим. Малыш отказывается выполнять просьбы родителей (прежде всего — если он ощущает недостаток их внимания), иногда как бы возвращаясь к более раннему периоду в поведении.
Некоторые навыки, полученные ребенком до года, могут на время исчезнуть. Например, уже научившись ходить, малыш опять начинает ползать. Это происходит потому, что полностью умение ходить еще не сформировалось, а в данный момент акцент в развитии сместился на что-то еще, например на логическое мышление.
У малыша возникает противоречие между собственными потребностями и возможностями: он стремится все делать сам, но у него не всегда получается. Он хочет сказать, но не может подобрать слова, хочет достать, но не дотягивается. Эти противоречия не только движущая сила его психического и общего развития, но и причина возникновения агрессии и эмоциональных вспышек.

Кризис одного года может длиться от одной недели до нескольких месяцев, пока у ребенка не закончится период автономной речи.

Что происходит с ребенком в этот период

Характерные признаки кризиса одного года:
  1. Самостоятельность;
  2. Неуправляемость;
  3. Упрямство;
  4. Непослушание;
  5. Требование внимания к себе;
  1. Чувствительность к замечаниям;
  2. Обиды;
  3. Агрессия;
  4. Капризность;
  5. Противоречивое поведение.
Теперь ребенок способен действовать под влиянием не только событий, которые происходят сейчас, но и всплывающих в памяти представлений и образов.
В это время у ребенка наблюдается определенный скачок в развитии. Внутри него происходят глубокие психологические преобразования. Он начинает ощущать себя личностью и хочет быть самостоятельным. У маленького человека возникают собственные желания, которые больше не зависят от взрослых. Он стремится познавать мир самостоятельно — все потрогать, попробовать на вкус, посмотреть, что внутри. И любые запреты вызывают в нем волну непослушания. 

Чего не надо делать родителям

Многие родители переживают, не понимая, как лучше вести себя с капризным малышом. Не стоит волноваться — этот нелегкий период надо просто пережить, стараясь сделать так, чтобы он прошел максимально безболезненно для вас и для ребенка. Важно понимать, что все происходящее с ним — это нормально.
Чего не стоит делать:
  1. Винить себя в том, что ребенок плачет или капризничает;
  2. Слушать родственников, говорящих, что вы его разбаловали;
  3. Кричать на малыша, показывать ему свою негативную реакцию и шлепать его — он все равно не поймет за что;
  4. Ругать его за сломанные игрушки и разрисованные стены — так он познает мир;
  5. Запрещать ему все подряд. Помните, что каждый запрет — это стресс для ребенка, а все его непослушное поведение и разбрасывание игрушек — способ познать мир. В опасной ситуации спокойно объясните ему, почему не следует так поступать;
  6. Использовать слово «нельзя» слишком часто. Приберегите его на случай, если ребенок действительно делает что-то не так (например, высыпает сахар на стол). А в критических ситуациях используйте слово «опасно»;
  7. Мешать малышу быть самостоятельным — поддерживайте его, если он стремится все сделать сам;
  8. Впадать в крайность, реагируя на все его капризы и исполняя все его желания, — ищите способы отвлечь или уговорить ребенка;
  9. Вести себя недостойно или неправильно в присутствии малыша — дети в этом возрасте все копируют;
  10. Показывать ребенку, что вы доминируете, потому что вы взрослый, — он должен видеть в вас своего друга;
  11. Игнорировать малыша.

Что необходимо делать родителям

  1. Стараться соблюдать привычный режим дня.
  2. Создавать максимально богатую развивающую среду в доме. Обучайте его. Давайте ему трогать разные поверхности, нюхать запахи, слушать звуки. Показывайте, как пользоваться разными предметами.
  3. Во всем поддерживать своего малыша.
  4. Подавать ребенку только хороший пример.
  5. Давать ему несложные поручения, чтобы малыш почувствовал свою ответственность и самостоятельность.
  6. Согласовать модель воспитания с остальными родственниками, чтобы не возникало противоречивого поведения разных членов семьи, когда один запрещает, а другой разрешает.
Во избежание лишних конфликтов, уберите подальше предметы, которые ребенку лучше не трогать.
  1. Организовать ребенку личное пространство, где он будет чувствовать себя главным.
  2. Стараться понять все просьбы малыша, если поняли — озвучивайте их. Например: «А, ты хочешь достать игрушку?» — и даже: «Ты хочешь потрогать огонь?» Затем можно объяснить, почему этого не стоит делать. Важно, чтобы не возникало неразрешенных ситуаций.
  3. Не бойтесь, что ребенок стукнется, поранится или обожжется, конечно, если речь не идет о серьезной ране. Осваивающий окружающую реальность маленький человек обязательно должен пройти через некоторые испытания, чтобы научиться безопасно действовать в нашем непростом мире.
  4. Уважать личность ребенка и демонстрировать свое уважение. Это поможет ему вырасти сильным и уверенным в себе человеком.
  5. Проявлять безусловную любовь к малышу. Чаще обнимайте и целуйте его.
  6. Если вам надо выйти из дома, расскажите об этом. Объясните, что вы скоро вернетесь.
  7. Если ребенок вас не слушает и продолжает совершать какие-то недопустимые действия, важно четко выстроить систему правил и запретов. Не делайте ничего насильно. Придумайте, как его отвлечь или увлечь. Например, если малыш отказывается от определенной еды, предложите съесть ее в компании с игрушками.
  8. Перед тем, как идти в туалет, заинтересуйте ребенка чем-нибудь, иначе он обязательно расстроится из-за вашего отсутствия. В таком случае поговорите с ним из-за двери, объясните, что скоро вы выйдете.
  9. Если ребенок просит помочь — помогите, но не переусердствуйте с помощью. Пусть малыш старается справиться сам, а вы «подстрахуете» его в той части дела, которая ему пока не под силу.
  10. Если малыш требует внимания — уделите ему время. А если у вас его совсем нет, отвлеките его чем-нибудь интересным.
Надеемся, эти советы помогут вам наладить конструктивное общение с вашим малышом. Пусть этот период будет для вас не кризисом, а увлекательным «квестом», который научит вас выдержке и мудрости, а вашему ребенку поможет стать взрослее.

Отзывы наших мам

Фокина Анастасия

Надо ли наказывать годовалого ребенка за сломанные игрушки?

Нет, конечно. Вообще за сломанные игрушки наказывать никогда не надо. Это же подарок, вы подарили игрушку, это вещь ребенка, хочет ломать — пожалуйста, только другую такую больше не получит. Когда подрастет, сам поймет, какие игрушки ему дороги, и не будет их ломать. А в год он не понимает, что это, что игрушки денег стоят, и ломает их случайно. Конечно, нужно всегда говорить, что делать так нельзя, особенно рвать книги, но ребенку же интересно, что будет, если так сделать, а если ругать и запрещать, то это подавит детский интерес к исследованию.
Остались вопросы?
Мы найдем ответы
Спросить эксперта

Проверено 1000 мам

Что вы делаете, если ваш годовалый ребенок не хочет выполнять вашу просьбу?

  • Стараюсь заинтересовать 28
  • Переключаю на что-то другое, а потом снова прошу 21
  • Не отстаю, пока он не сделает 5
  • Ничего не делаю 4

Тест

Кризис 1 года

Как и почему у ребенка происходит кризис одного года, почему это важно для развития и взросления, как родители могут помочь малышу пройти через этот период.

Общение

МАМА#431125

плач перед сном

Всем привет, нашему сынульке 1,5.Столкнулись с такой бедой....
как ложить в кроватку спать-кричит, ругается,до истерики.
у нас никогда не было подобных ситуаций(((
я предполагаю, это может быть связано с тем , что я перестала ставить его в кроватку
когда занята по дому делами.
сейчас же он всегда возле меня, помогает)))
а когда я на работе.с ним,он спит в коляске.
вот и думаю что это связано. может это и возрастное?
сталкивались с подобным?
а на руках 5 мин поглажу и храпит)))
подскажите мне что делать? не хотелось бы приучать к рукам его)

1 комментария Последний 13.09.2016