Мой AGULIFE Все темы

Мелкая моторика: развитие с рождения

Мы расскажем вам о простых способах развития мелкой моторики у детей от 3 месяцев. Они не требуют серьезной подготовки, специфических знаний и сложного оборудования. Все, что нужно для занятий с ребенком, — это время, фантазия и чуть-чуть терпения!

Лонгрид


Развиваем мелкую моторику

Как развивать мелкую моторику ребенка разного возраста, что родители могут для этого сделать и что вам понадобится для занятий.

Мнение экспертов

Развиваем мелкую моторику

Алина Соломыкова
Блогер

Развиваем мелкую моторику

Как развивать мелкую моторику ребенка разного возраста, что родители могут для этого сделать и что вам понадобится для занятий.

За что отвечает мелкая моторика

«Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки» — эти потешки знает каждая мама. И любой малыш любит, когда мама водит указательным пальцем по его ладошке, загибает и разгибает пальчики, читает стишок. Кажется, что ничего особенного в этой игре нет. А ведь на самом деле это один из простейших способов развития мелкой моторики ребенка, известный многим поколениям родителей. 

Мелкая моторика — это тонкие движения кистей и пальцев рук. То, как ловко ребенок в раннем детстве строит башни из кубиков, одевает куклу и орудует ложкой во время еды, зависит именно от развития мелкой моторики. Дошкольник выдаст свой уровень владения рукой, завязывая шнурки ботинок перед прогулкой, клея аппликацию для мамы к 8 Марта и собирая конструктор из мелких деталей. Нетренированного первоклассника учитель быстро вычислит по первым прописям: если ребенок предпочитал футбол мозаике, то и почерк у него, как правило, хуже.

Поэтому лучше вовремя начать готовить детскую руку к сложным и тонким операциям, а ребенка к взрослой жизни.

Мелкая моторика — основа развития таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, мышление и речь. Развивать ее важно для детей любого возраста. Почти все, чем  занят маленький ребенок (кроме подвижных игр), — это операции с предметами, через которые он не только узнает их свойства и назначение, но и знакомится с миром в целом. Поэтому важно предложить ему большое разнообразие занятий на мелкую моторику.

Давайте посмотрим, что это за занятия и какие игры и игрушки для этого пригодятся.

Кстати, фруктовое пюре «Агуша» в упаковке-непроливайке специально разработано так, чтобы малыш мог тренировать мелкую моторику, отвинчивая и завинчивая крышечку и сжимая в руках пюре в мягко шуршащей упаковке. 
Развивать мелкую моторику надо с самого раннего детства. К счастью, это совсем не сложно. Перечислим самые простые и доступные вам средства (в порядке взросления ребенка).

3 месяца: пальчиковая гимнастика

«Сорока-воровка», «Коза рогатая» и другие потешки и стишки, сопровождающиеся движениями рук и пальцев. Начинаем делать с рождения, мягко поглаживая кулачки новорожденного, стараясь осторожно раскрывать их, массировать ладошки и пальчики. Где-то с 3 месяцев можно давать малышу трогать разные поверхности — так будут развиваться тактильные ощущения. Пальчиковую гимнастику можно делать всегда и везде, в любое время дня, в любых условиях (в автобусе по дороге в школу, в очереди в поликлинике). Возрастных ограничений нет. Начиная с 2 – 3 лет малыш сможет выполнять движения ручной гимнастики под руководством взрослого, но время от времени будет просить сделать ему «Сороку-воровку». Перечислим другие похожие игры.
  1. Погремушки, массажные шарики, мягкие шуршащие книжки, прорезыватели для зубов с шишечками, мягкие кубики и пирамидки — все, что попадает в руки младенца, когда он учится хватать и удерживать в кулачке предметы (обычно с 4 месяцев). Две последние игрушки будут служить долго: помимо основного предназначения, они выполняют еще одну очень полезную функцию — позволяют отрабатывать представления о форме, размере и цвете.
  2. Ручная гимнастика (в дополнение к пальчиковой), которую ребенок 2 – 3 лет уже делает сам. Помимо стимулирования моторики, снимает напряжение. Упражнения: сжимание-разжимание кулачков, пожимание руки, соединение пальцев подушечками по одному, пружинящие движения ладошек при соединенных подушечками пальцах.

От 8 месяцев: вкладыши

  1. Стаканчики, баночки, мисочки, матрешки, детская игрушечная посуда. Любые предметы домашней утвари (безопасной для ребенка), различающиеся по размеру, которые малыш будет бесконечно «тестировать на совместимость»: собирать, разбирать, вкладывать, выкладывать, стучать ими друг о друга. «Я развиваю мелкую моторику, мама, потерпи!» Можно предлагать сидящему ребенку с 6 месяцев.
  2. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки — кроха учится открывать и закрывать.
  3. Сортеры (коробочки с прорезями разной конфигурации и элементами соответствующего размера и формы). Деревянные, пластмассовые, круглые, квадратные, в виде собачек или лодочек — какие вам понравятся. Становятся любимым занятием обычно не ранее 8 – 9 месяцев. Можно обойтись и без покупной игрушки. Чистая обувная коробка из плотного картона, вырезанные ножницами окошки и предметы соответствующей формы (крупные пуговицы и бусины, кубики и т. д.) — малыш будет долго ими занят. Вы даже успеете вымыть голову или выпить утренний кофе (сразу все не обещаем!).
  4. Закручивание и раскручивание. Колпачки, крышки, игрушечные саморезы — все, что можно накрутить или повертеть в одну и другую сторону. Не обязательно покупать специальные наборы — достаточно предложить малышу пластиковую бутылку с крышкой или пластиковый термос.
  5. Деревянные кубики, пирамидки, счеты, стучалки с молоточками, конструктор, простые музыкальные игрушки, рамки-вкладыши. Удовлетворяют познавательный интерес малыша, развивают пространственную ориентацию и — что для нас сейчас важнее всего — совершенствуют мелкие движения рук, развивают координацию и ловкость.

От 1 года: природные материалы

  1. Игры в песок: ведерки, формочки, лопатка, куличики. Занятие на несколько сезонов. Первое время делать формочки будет мама (бабушка, няня). Начинать рекомендуем с крупных формочек: с их помощью можно сделать ровные фигуры без осыпающихся краев (любое «несовершенство» может рассердить малышей, они во всем стремятся к идеалу).
  2. Пластилин, пластичная глина, соленое тесто. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в обруч. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребенка о своих возможностях. В более позднем возрасте ваше чадо будет с гордостью приносить с занятий в детском саду фигурки ежиков, зайчиков и собачек, которые начнут оседать на ваших книжных полках. Относиться неуважительно к ним нельзя — это первые продукты труда ребенка, он их очень ценит!
  3. Шишки, камешки, песок, галька, грецкие орехи (в скорлупе) и каштаны. Последние собираются осенью на прогулке, набиваются в карманы, приносятся домой и моются. Теперь их полезно переминать в ладони по две штуки, вращать один вокруг другого.
  4. Игры с любыми сыпучими материалами. Ребенок опускает кисти рук в сосуд с каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). Несколько минут перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. Заодно развиваем речь. Делать только под присмотром взрослого: мелкие предметы детям до 3 лет не рекомендованы к игре.
Предложите ребенку игру «Золушка» — сортировать фасоль, горох, крупные бусины, сухие макароны разного цвета по разным емкостям. 

От 1 года: первые навыки самообслуживания

  1. Ложка, зубная щетка, расческа. К году жизни обязательно оказываются в руке малыша. Не только позволяют отрабатывать навыки самообслуживания, но и развивают координацию движений. К детскому саду учимся застегивать и расстегивать липучки и пуговицы на обуви или одежде, шнуровать обувь.
  2. Шнуровки, бусы. В магазинах много красивых шнуровок, от простых (можно пробовать уже в год) до сложных (не раньше 3 лет). Можно обойтись куском картона с проделанными в нем дырочками, главное — найти шнурок с толстым и прочным наконечником или деревянную иглу. Бусы тоже не обязательно покупать в виде готовых наборов — можно нарезать из фетра колечек и нанизывать их на ленты. В ход идет и такой простой и доступный материал, как сухие макароны-трубочки (пенне, ригатони, каннеллони — на упаковке обычно указано). Хорошо, если такие занятия будут ежедневными: они прекрасно развивают сенсомоторную координацию, глазомер, внимание, усидчивость, готовят руку к письму. Успешно применяются как любимый детьми рабочий материал в детских садах, работающих по системе Марии Монтессори.
  3. Домашние занятия: «месим тесто», подбираем пуговицы разного цвета и размера, перебираем крупу, занимаемся «сбором ягод» (собираем по одной горошине, удерживая уже собранные в ладони, до полной горсти), рассыпаем на подносе мелкую крупу и даем ребенку рисовать на ней пальчиком линии, предметы, буквы. Игры с бельевыми прищепками. Пересыпаем крупу — ложкой, руками, стаканчиками, ищем спрятанные в ней предметы, готовим суп куклам. Учимся собирать губкой воду со стола и отжимать губку. Достаем мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой — это легче, — потом чайной). Вылавливаем мелкие предметы ложкой из воды. Переносим мелкие шарики в ложке по комнате. Переливаем воду стаканчиками (идеально — играть в ванной во время купания).
  4. Развивающие центры, доски, коврики — панели, на которых закреплены крючки, застежки, замки, кнопки, выключатели, молнии, защелки и др., — для тренировки точности и силы движений. Также из системы Марии Монтессори.

От 2 – 3 лет: творческие занятия

  1. Рисование пальчиковыми красками, кистью, мелками, карандашами, фломастерами. Начинать стоит с пальчиковых красок: они не токсичны для детей и не требуют очень развитых движений пальцев рук и ладони. Следующим этапом могут стать мелки (в том числе восковые), фломастеры (они не требуют силы при нажатии) и уже только потом карандаши, когда малыш научится контролировать силу нажатия.
  2. Игры с бумагой. Сначала малышу будет трудно даже просто рвать бумагу, но в чем в чем, а в навыках разрушения малыш прогрессирует быстрее всего. Поэтому следующей игрой с бумагой будет вырезание ножницами. Обычно этот навык дети осваивают от 3 до 4 лет. Конечно, это должны быть легкие и эргономичные детские ножницы, с короткими лезвиями и удобными прорезиненными кольцами для пальчиков. Можно сделать аппликацию бабушке к ее дню рождения: такой достойный повод придаст малышу силы, а его деятельности — смысл. Оригами — самый сложный вариант игры с бумагой, этот навык дети начинают осваивать в возрасте 4 – 6 лет.
  3. Пальчиковый театр. Вырабатываем ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Развиваем речь. А главное — играем и общаемся!

Более сложные занятия

  1. Спички, счетные палочки. Собираем, складываем в коробочку, стаканчик, строим домик из палочек. Усложненный вариант: ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (двумя указательными, двумя средними и т. д.).
  2. Пазлы и мозаика. Самые продвинутые игры-занятия на развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственного мышления и речи. Сначала могут быть очень крупными, с малым количеством деталей (можно предлагать играть уже годовалому малышу). По мере взросления размер элементов уменьшается, а их количество растет.
Ключом к успеху в занятиях на развитие мелкой моторики будут настойчивость и регулярность. Хорошо, когда у малыша есть возможность тренировать движения кисти и пальцев каждый день. Если вы заметили, что какие-то движения у ребенка получаются не особо хорошо (а в его возрасте уже могли бы), старайтесь придумывать как можно больше игр и занятий на отработку именно этого движения, пока оно не станет легким, быстрым и четким. 
Как видите, значительную часть перечисленных выше занятий довольно просто организовать, они не требуют больших материальных или временных затрат со стороны взрослого, а малышу приносят не только радость, но и несомненную пользу.

Особый случай: а как же левши?

Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.

Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).

В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.

Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется. 

Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.

Чтобы определить, какая рука у младенца ведущая, по-наблюдайте: какой рукой он тянется к висящим над ним по¬гремушкам, какой берет игрушку, карандаш, складывает пирамидку, держит ложку, бросает мяч и т. д. Детям постарше можно предложить расчесать¬ся (следите, в какую руку он возьмет щетку); похлопать в ладоши так, что¬бы одна из рук была сверху (какой рукой ударные действия выполняются более активно); скрестить пальцы и руки на груди (палец и предплечье какой руки окажутся наверху). Так вы узнаете, какая рука у ребенка ведущая. Но не обязательно выбирать ее в качестве пишущей! 

Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.

Отзывы наших мам

Семенова Мария

Как вы помогаете малышу тренировать мелкую моторику?

Развитие моторики — это основа всего. Не зря есть поговорка «все в ваших руках» — действительно, если развивать пальчики, развивается весь организм и в первую очередь мозг ребенка. Мелкую моторику мы стали развивать, как только малютка научился держать в руке предметы, то есть примерно с 2 месяцев. Сначала просто давали в ручки для исследования различные предметы и игрушки разной фактуры — как покупные, так и сделанные моими руками. В 6 – 7 месяцев я стала делать сенсорные коробочки с сыпучими и текучими материалами, где можно было вдоволь наиграться. Также стали практиковать рисование ладошками и познакомили ребенка с пластилином (самодельным и безопасным) и покупными игрушками для расширения тактильного восприятия. Я придумывала множество простых, но полезных игр и занятий.
Остались вопросы?
Мы найдем ответы
Спросить эксперта

Проверено 1000 мам

Какие игрушки и занятия, по вашему мнению, являются наиболее эффективными средствами развития мелкой моторики?

  • Пластилин, глина 49
  • Шнуровка, бусы 37
  • Пазлы и мозаика 31
  • Кубики, пирамидки, счеты 23

Тест

Польза развития мелкой моторики

Проверьте, что вы знаете о развитии мелкой моторики детей разного возраста

Общение

Васелисса

Мама "по Станиславскому". Развитие мамы, и если вы чувствуете что оно застопорилось.

Так много статей пишется о развитии деток, и так мало о развитии мамы, о её личной индивидуальной жизни. А ведь это тоже важно! Именно внутренний мир родителей позволяет вложить в ребёнка что - то неповторимое и прекрасное.
Когда я встречаю знакомую или приятельницу, или просто случайную маму, которая без остановки щебечет о том, что она "нуууу всёёё-всёёё успевает", я ей НЕ ВЕРЮ! Не верю либо её рассказам (типа: " я и себе время уделяю, и читаю, и по магазинам, и сериалы, и поспать, и по ресторанам, и отдохнуть, и приготовить, и на маникюр, и мужу время уделить и пр.др.), либо не верю, что она мама, во всех самых каверзных смыслах этого слова! 
Эти рассказы выглядят как самоубеждение в своей самодостаточности и успешности... .
Объясню.
Нет, конечно можно успевать уделять внимание этому всему. И моя статья как раз призывает к тому, чтобы научиться и найти в себе силы обратить внимание на свой внутренний мир! Но ... почему я не верю в это всё, с той высоты, с коей это преподносят?
Да потому что только настоящая мама, с самого момента рождения малыша, с самой выписки из род.дома ( если она всё-таки та мама, что взяла на себя - любимую всё что связано с её ребёнком, под полную свою ответственность) знает что такое не спать (иногда совсем), что такое не поесть (иногда за день ни разу), что такое налить чай утром, а вспомнить про него только вечером, что такое не иметь возможности принять ванну (а иногда даже забыть как она выглядит). Только такая мама знает что такое оставить последнее ребёнку, что такое забыть причесаться, забыть про косметику ( не говоря уже про спа - салоны и маникюрщицу). Только такая МАМА понимает что такое истерики ребёнка совершенно непонятно от чего. Только она понимает что такое четыре опостылевшие стены и она, один на один со всем, что в них происходит: стирка, уборка, готовка, глажка, мойка, пелёнки, подгузники и вообще полный уход за ребёнком, и многое - многое другое.
Этот список можно продолжать бесконечно долго, во всех красках и оттенках. Но каждая в чём-то, безусловно, узнает себя.
Я не хочу сказать, что мамы - это совсем забитые и замкнутые в себе и в стенах существа - нет!
Конечно, всегда можно найти хоть малейшую возможность для "выхода в Свет" или возможность заняться тем, что по душе... . Но это всё разово и "по пальцам пересчитать" каждое из таких деяний.
Естественно, эти проблемы постепенно сами собой рассасываются, когда ребёнок подрастает и становится, с каждым разом, всё более и более самостоятельным (но надо помнить, что с исчезновением этих проблем и забот - приходят другие).
Понятно, что - чем больше времени появится, тем больше шанс уделить внимание себе и своим увлечениям, или найти работу (к примеру).
Мы выяснили, что никто кроме мам не знает таких забот и переживаний (за здоровье малыша, его развитие, его счастье); И никто кроме таких мам в 4-х стенах, 24 часа в сутки ( а то и больше - это так, для гиперболы) не чувствует себя более одинокой... О нет, и вместе с этим никто не может ощущать себя более счастливой, хоть и уставшей. Да, дети - это тяжело, а материнство - это всегда переживания и огромная ответственность, но оно того стоит, и приносит большую радость ( вместе с первыми начинаниями вашего малыша, с его улыбкой, с его поцелуями и объятиями...).
Именно поэтому я хочу донести до мам, что находятся в отчаянии, от своей паталогической усталости, что всё это временно, это всё сменно. И во всех минусах своего положения, надо стремиться находить не менее весомые плюсы (а они конечно же есть!!!)
За всеми этими заботами и трудностями просто необходимо уделять внимание себе и своим любимым занятиям, хобби и желаниям. Конечно же это всё будет постепенно и планомерно, с приобретением большего количества свободного времени. Но выкраивать это время необходимо даже сплошь того, что ваш ребёнок всеми силами не будет хотеть давать вам на это время. Так же необходимо, чтобы ребёнок знал и понимал, что есть ещё чьё-то личное пространство кроме его собственного.
Это тоже часть воспитательного процесса, и всеобще полезная инвестиция в себя. 
Чем больше вкладываться в свой внутренний мир, тем больше шансов вложить что-то светлое и хорошее в мир своего ребёнка!
Всем спасибо! Всем БОБРА! Ваша В.Т
#MAMAhelp
#mamahelp

4 комментария Последний 29.11.2016