Мой AGULIFE Все темы

Ребенок у экрана

Сколько малышам можно играть с планшетами и телефонами или смотреть мультики, как установить оптимальный режим пользования гаджетами, чтобы не навредить ребенку? Изучаем эту важную тему.

Лонгрид


Дети и электронные устройства

Сколько времени малыш может проводить у телевизора или экрана планшета, в каком возрасте не стоит разрешать ему это делать и каковы данные исследований по этому поводу.

Мнение экспертов

Советы окулиста

Вадим Андреевич Бондарь
Офтальмолог

Дети и электронные устройства

Сколько времени малыш может проводить у телевизора или экрана планшета, в каком возрасте не стоит разрешать ему это делать и каковы данные исследований по этому поводу.

Научные данные о пользе и вреде гаджетов для детей

На что опираться родителям, когда они принимают решение о том, сколько времени их дети могут играть в игры и смотреть телевизор? К счастью, сейчас проводится немало исследований, посвященных влиянию электронных устройств на ребенка. 
Прежде всего, стоит иметь в виду, что общение с компьютером, смартфоном, игровой приставкой или планшетом обладает, по мнению ученых, таким же эффектом, что и сидение перед экраном телевизора, и время, проведенное с ними, приравнивается к времени, проведенному за просмотром ТВ.

Общие рекомендации таковы: знакомить своего ребенка с «электронными друзьями» до 2 лет нецелесообразно, так как это ключевой возраст для развития мышления и в это время особенно необходим непосредственный опыт восприятия, а не стереотипный.

По мнению экспертов (представителей британского The Royal College of Paediatrics and Child Health, Американской академии педиатров, Канадского общества педиатров и др.), смотреть телевизор или играть с планшетом детям после 3 лет даже полезно. Но подходить к этому нужно разумно.

  1. В возрасте от 3 до 7 лет, по мнению специалистов, нужно ограничивать время просмотра телевизора или игры с планшетом 1 часом в день. 2 часа — это максимально допустимое время.
  2. В противном случае дети подвергаются риску всевозможных расстройств — и не только психологических (доказано, что дети, много времени смотревшие телевизор, вырастают менее социально адаптированными и более склонными к агрессии), но и физиологических (долгое сидение у телевизора ученые связывают с возникновением пищевых нарушений, а также с заболеваниями сердца и диабетом).
По мнению специалистов, телевизор и гаджеты могут быть способом расширения кругозора, увеличения словарного запаса и развития скорости умственных реакций, но полезны они только для ребенка старше 7 лет.
И все же нельзя сопоставить пользу от сидения перед телевизором или планшетом с той, которую дают занятия, позволяющие ребенку вовлечься в процесс целиком, например прогулка, время, проведенное с друзьями, катание на велосипеде, игры с любимыми игрушками, рисование и общение с родственниками.

Как возникает зависимость от гаджетов 

Особенность современных планшетов и телефонов — интуитивное управление — привела к тому, что малыши, которые не умеют читать, отлично справляются с ними. Раскрыть секреты устройства телевизионного пульта им тоже не составляет труда. До какого-то момента это вызывает гордость и умиление, но потом родители обнаруживают, что ребенок не может без мультфильмов и игровых приложений. Что делать?

Зависимость от электронных устройств имеет несколько причин, и одна из них — удобство такого детского времяпрепровождения для родителей. Мамам и папам поначалу действительно становится легче от того, что они получают час-полтора свободного времени, пока ребенок смотрит мультфильмы или играет на планшете. Но стоит ли этим злоупотреблять?

Чем вреден такой вид досуга?
  1. Игры на планшете и телепередачи не дают малышу возможности двигаться.
  2. Общение с персонажами игр сенсорно неполноценно.
  3. Визуальные, звуковые и сюжетные впечатления, получаемые ребенком в игре, могут приводить к эмоциональному перенапряжению.
  4. Опыт, полученный в игре, малыш не сможет применить в жизни или обогатить им отношения с людьми. А значит, это может повредить социальным взаимодействиям в будущем.
Конечно, родители сами выбирают для детей приложения, мультфильмы и телепрограммы и стараются ограничить время игр и просмотра телевизора. Но как делать это грамотно?

Как снизить вред от использования устройств

Устанавливаем режим для гаджетов
Чтобы ребенок легче воспринял ограничения, нужно объяснить их ему заранее, рассказать о причинах их появления и придерживаться созданных вами правил, не делая исключений. 
Время просмотра мультфильмов постарайтесь ограничить, ориентируясь на возраст ребенка. Пусть мультфильмы и игры выдаются дозированно и никогда — как поощрение.

  1. Начинать желательно с одной 10 – 15-минутной серии мультфильма или игры — для малыша 2 – 3 лет этого обычно достаточно.
  2. Определяя количество времени, которое ребенок будет проводить за игрой в гаджеты, также ориентируйтесь на его возраст и, главное, на советы офтальмолога и невропатолога.
  3. Определившись с временем для игр и просмотра мультфильмов, ставьте таймер или купите будильник, например в виде животного, которое нравится малышу.
  4. Выбирайте развивающие пазлы и квесты вместо бессюжетных бесцельных игр.
  5. Избегайте игр, в которых нужно «прокачивать» персонажей и переходить с уровня на уровень, где один сеанс игры может растягиваться на неопределенное время.
  6. Откажитесь от игр, где нужно что-либо покупать за реальные деньги в игровом пространстве.
  7. Определите один день недели, который проходит без устройств.
Добавьте в игровой процесс реальное социальное взаимодействие — выбирайте для своего малыша игры, предназначенные для двоих, и сами принимайте в них участие.

Уделяем время занятиям с ребенком

Чтобы «оторвать» ребенка от мультфильмов, увлекательных игр на планшете или компьютере, предложите ему еще более интересные занятия. Читайте с малышом книги, рисуйте и лепите вместе, сочиняйте и разыгрывайте истории в кукольном театре. Так вы будете стимулировать развитие его воображения, мышления и памяти, чего не происходит, когда ребенок смотрит телевизор. Кроме того, так он получит опыт интересной жизни, захватывающих впечатлений в реальности, а не в виртуальном пространстве.

Заменяем визуальный ряд аудиорядом
Аудиосказки и радиоспектакли, под которые малыш может собирать конструктор или играть в куклы, — это находка. В том, что касается аудиоматериала, нет никаких временных ограничений. Пока ребенку интересно, он слушает.
 
Находим важное занятие
В спортивном, танцевальном, музыкальном или художественном кружке ребенок будет не только заниматься чем-то интересным, но и накапливать опыт достижений и свершений. Он поймет, что это куда интереснее, важнее и ценнее, чем очки в игре.

Делаем игру с малышом интересной для родителей

Иногда родители позволяют ребенку часто и подолгу играть на планшете или смотреть телевизор, потому что им скучно проводить время с ним или они переутомлены после рабочего дня. В таком случае имеет смысл обсудить это на встрече с семейным психологом. А пока давайте разберемся, как добиться того, чтобы играть с крохой было действительно увлекательно.

Для этого вам стоит обратить внимание на то, как много пользы в таком виде совместного досуга для ребенка.

  1. Развитие уверенности в себе. Ребенок ощущает себя как личность, если мама или папа откладывает свои дела и внимательно отвечает на его вопросы или играет с ним «на равных». Когда вы делаете над собой усилие, чтобы подробно ответить на вопрос малыша, он становится увереннее, в нем растет доверие и любовь к миру и к себе. Так закладывается фундамент для того, чтобы быть счастливым и радостным человеком в будущем.
  2. Передача опыта. Дети копируют поведение родителей и впитывают их установки. Когда мама с удовольствием и радостью занимается со своим малышом, он перенимает эту установку — включаться с интересом во все, чем бы ни занимался. Тогда и он будет с энтузиазмом знакомиться с миром.
Но как быть, если у родителя просто нет времени, чтобы делать с ребенком «его» дела (игры, гуляние, кормление), а потом еще и свои (уборка, готовка, походы в банк и проч.)? Попробуйте объявить все дела общими.

Посмотрим, как это работает. Вам нужно приготовить суп? Прекрасно, ведь вашему малышу тоже будет полезно и интересно смотреть на овощи, узнать их названия, погрызть морковку и спеть вместе с вами песенку. Может быть, он захочет даже стоять рядом и «помогать» — резать игрушечные овощи на своей детской доске. Эта ситуация кардинально отличается от картины, когда мама включает своему ребенку мультфильм, чтобы за время просмотра приготовить ужин.

Зависимость малыша от гаджетов начинается с родителей — и положить конец этой зависимости также могут только они. И начинать, как и в любом воспитательном процессе, нужно с себя: расставлять приоритеты, следить за режимом, искать замену «цифровым удовольствиям». А главное — налаживать теплый и полноценный контакт с малышом.

Приятного общения с ребенком!

Отзывы наших мам

Билык Юлия

Как вы относитесь к играм на планшете? Какие видите преимущества и недостатки?

У нас есть планшет от «Агуши» — мы его выиграли еще полтора года назад. Но пока пользовались им всего пару раз, когда уезжали, в дороге. Я согласна со специалистами, которые считают, что к играм на планшете до 3 – 4 лет не стоит приучать ребенка, как и к телефону или мультикам по ТВ: на психику это не очень положительно влияет. Дети на это подсаживаются, и потом им неинтересно играть во что-то реальное и вещественное. Однако я как современная мама понимаю, что в наше время без новшеств не обойтись, и детям так или иначе и эту нишу следует осваивать, тем более что они все схватывают на лету. Поэтому мы планшетик наш прибережем для более взрослого возраста. А так я думаю, что есть вполне полезные и развивающие игры на планшетах, просто надо обязательно загружать только полезные игры и разрешать ребенку играть дозированно.
Остались вопросы?
Мы найдем ответы
Спросить эксперта

Проверено 1000 мам

Как вы боретесь с зависимостью ребенка от гаджетов?

  • Ищу игры, в которые мы можем играть с малышом вместе 10
  • Не используем игры, где надо покупать что-то за деньги 3
  • Устраиваю ребенка в кружки 3
  • Ставлю привлекательный для ребенка таймер 1

Тест

Дети и устройства

Как снизить вред от гаджетов

Общение

Александра

занимательные и развивающие занятия для детей 2 лет дома. Чем занимаете ребенка?



Вопрос ко всем мамам…Чем занять ребенка в 2 года дома? Особенно интересны занятия с неговорящими детьми.  У нас в ходу пока лепка из песка магазинного, но его нам совсем недавно подарили.. До этого варила рис (немного сыроватый чтобы был) и ребенок с удовольствием лепил в нем как в песочнице, даже фигурки использовали) – сажала за столик детский  и прям часа полтора можно не переживать! Еще когда к бабушке приводим, то там бабушка внуков развлекает своими методами… Там легко увлечь детей игрой в посуду деревянную можно) Такие расписанные чашки, ложки, тарелки… они и варят в них что-то у нас и могут как музыкальные инструменты использовать)) ну в общем полный шум-гам))
Интересно, какие у вас занятия для деток дома?) поделитесь, пожалуйста!)

1 комментария Последний 02.12.2016