Зачастую родители считают, что разговаривать с детьми о деньгах, о том, как правильно к ним относиться и ими распоряжаться, необходимо не ранее, чем ребенок достигнет подросткового возраста. Однако психологами доказано, что отношение к деньгам закладывается уже в дошкольном возрасте, при этом наибольшее влияние на детей в этом процессе оказывает именно поведение их родителей.
Как же научить своего ребенка правильно тратить и зарабатывать деньги? Как избежать ошибок в финансовом воспитании любимого чада? Ведь от умения использовать деньги зависит не только будущее благосостояние ребенка, но и его жизнь и восприятие жизни. В качестве эксперта для данной статьи мы пригласили Татьяну Гепанову, психолога портала Агулайф.Планируя финансовое воспитание своего малыша, необходимо определиться, чему вы должны научить его в первую очередь:
1) Понимать, что он является важной частью семьи и на него рассчитывают.
Важно!
– Используйте практические методы воспитания: отправляйтесь вместе с ребенком-дошкольником в магазин, чтобы купить продукты, детей постарше иногда отправляйте за мелкими покупками.
– Уже с 5-6 лет раз в неделю можно выдавать малышу деньги на карманные расходы (жалованье), чтобы ребенок тоже мог принимать решение, на что потратить деньги. Но помните, жалованье не зависит от обязанностей по дому, ведь каждый член семьи вносит свой вклад в домашнее хозяйство бескорыстно. Ребенок должен получать жалованье просто за участие в жизни семьи. Тем не менее, малыш должен осознать, что деньги – это своеобразный знак доверия родителей, знак взросления.
– Не стоит строго контролировать самостоятельные траты ребенка школьного возраста. При полном контроле за расходами для малыша теряется смысл обладания собственными деньгами и подрывается доверие ребенка к вам.
– Иногда можно привлекать личные деньги ребенка для решения затруднительной семейной ситуации. Это поможет ему ощутить свою значимость для семьи, свою необходимость. Но детские деньги обязательно должны быть возвращены.
– Младший школьник уже может высказывать свое мнение насчет семейных покупок и участвовать в их планировании.
2) Понимать разницу между понятиями «хочу» и «могу».
Важно!
– Если вы будете постоянно исполнять ВСЕ желания ребенка, вам сложно будет объяснить ему, почему сейчас он не может иметь то, что хочет.
– Используйте практические методы воспитания. Например, договоритесь с ребенком, о том, сколько и каких вещей вы ему купите в магазине. Или, если выдаете ребенку деньги на карманные расходы, когда вашему чаду внезапно захочется купить в магазине что-то вкусное, поинтересуйтесь, есть ли у него сбережения. Если есть, то пусть сам себе покупает, что хочет. Если нет – купит на следующей неделе, получив очередное жалованье.
– Определив сумму жалованья для младшего школьника, не расстраивайтесь, если не можете дать ребенку столько же, сколько получают его друзья и одноклассники. Просто и твердо скажите: «Это все, что мы можем давать тебе в данный момент». Можно также обсудить вместе с ним семейный бюджет.
3) Понимать, что деньги не безграничны (как, впрочем, и любые другие ресурсы).
Важно!
– Уже с ребенком-дошкольником можно разговаривать на денежные темы: объяснять на доступном уровне, что такое зарплата, цена и сдача. Для этих целей хорошо использовать сказки. Еще можно вместе посчитать, например, сколько конфет можно было бы купить на деньги, которые заплачены за ремонт сломанной ребенком вещи.
– Учите ребенка платить деньги. Двух- или трехлетний малыш уже может отдать деньги продавцу, когда вы покупаете для ребенка компотик «Агуша». Так со временем ребенок поймет, что вы не берете что-то просто так, а платите за это деньги. Или же разрешите малышу набрать ваш код в банкомате, а после объясните ему, что это заработанные вами деньги, которые банк хранит для вас (но обратите внимание, что в банке хранится только определенная сумма).
– Не стоит все время покупать новые игрушки вместо сломанных или новую одежду вместо забытой на улице.
– Используйте практические методы воспитания. С 6-7 лет уже можно знакомить ребенка с тем, что деньги не появляются из ниоткуда. Найдите для малыша возможность не получить, а заработать деньги: например, пусть поможет вам на работе (напечатает что-то, сложит бумаги, вытрет пыль в кабинете и т.п.). Если подходящей работы нет – придумайте ее. Но никогда не платите за хорошие отметки и выполнение домашних обязанностей.
4) Понимать, что планирование позволяет сберечь деньги.
Важно!
– Если соберетесь выдавать жалованье, делать это надо регулярно: младшим школьникам – раз в неделю, детям постарше – раз в месяц.
– Если ребенок, получив деньги, тратит все немедленно, то стоит выдавать общую сумму по частям два или три раза в неделю.
– Хорошо, когда дома есть детская копилка: это учит ребенка сохранять и правильно тратить деньги.
– Постепенно к карманным деньгам можно прибавить деньги на необходимые покупки (например, на тетради в начале четверти и т.п.). Если ребенок потратит эти деньги на что-то другое, необходимо добавить сумму на неотложную покупку, но потом вычесть ее из жалованья.
***
Итак, навыкам обращения с деньгами ребенка надо учить как можно раньше. Человек, вовремя не вступивший в мир денег, вероятнее всего, встретится с финансовыми проблемами. Ведь для него, наверняка, окажется сложно зарабатывать деньги, тратить их, а также принимать любые финансовые решения.