Домашнее образование: за и против

19 Октября 2011 в 11:09
0

«Воспитание - дело трудное, и улучшение его  условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование  самого себя и своих ближних.» (Сократ)

 

«Образование  есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили.» (А.Эйнштейн)

 

Сыну  скоро исполнится 6 лет, и мы с  мужем всерьез задумались о школьном образовании. И чем больше мы об этом думали, тем больше склонялись в  пользу домашнего семейного обучения.

 

В нашей  стране, еще до революции, традиция домашнего обучения была самой сильной в мире. Сегодня во многих западных странах количество таких семей увеличивается с каждым годом. Американцы таким образом обучают уже 6-8% детей.

 

Наша  сегодняшняя школьная система образования  находится просто в ужасающем состоянии. Наши дети массово обучается по педагогическим программам, разработанным в 20-50-е г.г. Она уже давно устарела и не соответствует сегодняшней реальности и  потребностям. Из всех мнений, которые мы услышали в ответ на этот счёт, не было ни одного, который бы говорил: «В школе хорошо учат!». Тут есть над чем задуматься. 

 

Взвесив все «ЗА» и «ПРОТИВ», вот что  у нас получилось: 

 

ЗА: 

  • индивидуальный  подход к ребенку;
  • не нарушается биологический ритм жизни;
  • правильное полноценное питание;
  • возможность выбора методики обучения и ее гибкость;
  • колличество образования переходит в качество;
  • ребенок быстро учится самостоятельности и ответственности.

ПРОТИВ: 
  • усложняется социальная адаптация;
  • недостаток общения со свертниками.
 

 

А теперь хочу рассмотреть каждый пункт подробнее... 

 

Если родители обучают ребенка сами, они подстраиваются под индивидуальные особенности  характера, мышления, навыков конкретно  своего ребенка. Знают в чем их ребенок силён, а в чем не очень  и, исходя из этого, строят свою «образовательную систему». Школьное образование — это массовое образование и никаких индивидуальных особенностей оно не учитывает. Куда там, ведь иногда в классе учатся по 20-30 детей. 

 

Все мы знаем, как  для человека важен биологический  ритм жизни. Встать с постели, когда уже выспался; поесть, когда голоден; сходить в туалет, когда необходимо...а не когда прозвенит звонок на перемену. В первые годы обучения в школе именно этот «пункт» чаще всего способствует нервному напряжению и переутомлению наших детей, ну и плюс огромные информационные нагрузки конечно. А представляете чего стоит нашим детям сидеть целый час практически неподвижно? Лично для моего сына — это непосильная задача. 

 

Сейчас практически  у 90% детей, которые учатся в школе, поголовно гастрит, язва, вздутие живота и изжога. Добавим сюда недосыпание, переутомление, частое отсутствие физической нагрузки и недостаток свежего воздуха. Итог: очереди за бесплатными лекарствами на всю оставшуюся жизнь. И никакие перекусы в школу  и борщи после уроков вам не помогут. Со статистикой не поспоришь! 

 

Опять же повторюсь, школа — это массовое обучение по строго заданной программе и режиму! Педагог учит по определенному «шаблону», утвержденному наверху и варьировать  тут попросту нельзя.  

 

Когда вы обучаете ребенка  сами, у вас есть возможность самому расставлять акценты на важность той или иной темы и предмета обучения. Допустим вам малыш не очень силен в неравенствах. Вы можете потратить на изучение данного предмета столько времени, сколько потребуется вашему ребенку.

 

Вы можете читать  ту литературу, которая интересна  именно вашему сыну или дочери.

 

Вы можете изучать  природоведение в «реале», а не сидя за партой в душном классе. Вы можете, вместо того, чтобы бежать стометровку  в спортивном зале школы, пойти пробежаться  с отцом на лыжах в лес или пройти 50км за один день. У вас масса возможностей и путей их реализации.  

 

Теперь давайте  рассмотрим минусы домашнего обучения...

 

Усложняется социальная адаптация ребенка в обществе. Тут палка о двух концах — всё  вроде и так, но может быть и иначе. Я знаю массу примеров, когда учеба в школе не только не способствовала адаптации ребенка в обществе «себе подобных», но даже наоборот, он замыкался в себе, становился нервным и раздражительным, отдалялся от родных и близких. 

 

Недостаток общения со сверстниками — вещь легко восполнимая, если родители сами не ведут затворнический образ жизни. Ребенок может посещать кружки и секции, записаться в спортивный или туристический клуб. Порой двух-трех недельного общения и впечатлений в туристическом походе бывает больше, чем за пару лет учебы в школе.

 

Одна  мама и сторонница домашнего обучения писала:

 

«В школе  нет возможности выбирать свое окружение. Нет возможности уйти и вообще не приходить. Это бесчеловечно! Мы, взрослые люди, можем даже с работы уволиться, если нам не нравится коллектив или начальник. А дети - не могут. Потому что их родители в школу привели. А родители всегда правы.»

 

На это  вы конечно можете написать: «Вы  решаете за ребенка, может он сам  хочет в школе учится...». Над  этим мы тоже подумали и решили, что если в будущем наш сын захочет посещать школу, мы его туда отдадим. Пусть попробует и сам выберет, но это уже будет его сознательный, осознанный выбор. Ему будет что сравнивать.

 

Также вполне резонно будет вопрос: «Вы  же не специалисты, как вы будете обучать?»

 

И в  этом, конечно, я с вами согласна. Но у родителей есть одно бесспорное преимущество: возможность уделять  много времени и душевных сил  своему ребенку, а также огромное желание. В школах же очень часто  всё наоборот, профессионализм есть, а вот времени и желания нет.

 

«Круглое  невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.» (Платон)

0 ответов
Агуша - мамы проверят
19
Акция «Одни плюсы от Агуша!»
1106