"Игрушечный капитал", или Как не покупать игрушки

18 Мая 2011 в 22:04
0

Моему старшему, которому скоро семь лет, я с самого рождения частенько покупал игрушки, чуть и не каждый месяц. Специально выискивал какие-то  "особо развивающие". Или даже, как в случае с прорезывателями,  покупал несколько штук сразу - вдруг один не подойдет, так хоть другой. То, что ребенок проигнорировал их все, назначив любимым прорезывателем крышку от сметаны, казалось какой-то неправильной вредностью или даже желанием нарочно досадить родителям.
 
А недавно я вдруг заметил, что своему младшему сыну, которому сейчас четыре месяца, я практически не покупаю игрушек. Да и дочке, которой два с половиной, последний раз купил куклу только на день рожденья.

И это вовсе не от жадности. Просто многие игрушки я теперь считаю ненужными. А те, которые нужные, в основном попадают к моим младшим не через магазины. Вот этим опытом я и решил поделиться.


Ненужное


Казалось бы,  это очевидная вещь - нет нужды покупать специальную  погремушку,  если ровно того же гремящего эффекта можно добиться с помощью ложки и кастрюли. Или еще проще: хлопать в ладоши, корчить забавные рожи или издавать смешные звуки собственным ртом. Мой младший очень любит, когда подносишь его близко к лицу и начинаешь петь или читать стишок. А у дочки одно из любимых развлечений - мыть посуду.


Но с первым ребенком такие очевидные вещи почему-то не приходили в голову. Словно какой-то блок внутри, который гонит тебя в магазин за всеми этими дурацкими шариками на палочках. Одно из ярких открытий случилось,  когда сын в полтора года гонялся по дому за мамой, пытаясь отобрать от нее метлу. А мы отгоняли его  - мол, иди, поиграй в свои игрушки. И тут до меня дошло: игрушка-то вот она - метла! И полезная к тому же. И сам просит. А мы, родители,  отбиваем интерес, посылая ребенка в какой-то виртульный мир пластиковых подделок. А потом через несколько лет будем удивляться, почему ребенок ничего не хочет делать по дому!


С годами я забраковал кучу игрушек, которые паразитируют на этом родительском психоблоке, то есть оказываются скорее приманкой для родителей, чем полезной вещью для ребенка. Возьмите  обычное яблоко - есть и вкус, и запах, и непростая форма, и небанальная расцветка.  Зачем менять все это на лысый безвкусный шарик из однотонного пластика?


Поневоле задумаешься, насколько хитра современная индустрия игрушек, которая создает все эти "цепляющие на раз" игрушки. Кислотные цвета, лампочки и звуки,  мягкость и пушистость... Вспомните эти завалы мягких игрушек-пылесборников;  много ли ваши дети играют в них?

А как нас приманивают примитивными движениями! Начиная с параноидальных "мобилей"  над  кроваткой и кончая бесконечными полками автомобильчиков. Ну понятно, что ребенок  реагирует на  движение. Но дальше-то что с ней делать, c этой машинкой? Так и катать по полу  до окончания школы?
 
Для детей постарше есть свой коммерческий трюк - развивающие игрушки. О некоторых я рассказывал в прошлой колонке: вам продают какой-нибудь кусок веревки,  банку песка или набор деревянных плашек с изображениями зверей. Хотя нет, теперь уже не  деревянные плашки,  а целый обучающий компьютер могут впарить. С теми же  изображениями, только значительно дороже. На те же деньги можно десять раз сходить в зоопарк - и посмотреть реальных зверей.


Ладно, хватит перечислять ненужное. Пора рассказать о том, чем мы все это заменяем.
 
Подручное


Началось это просто из вредности. На улице я часто видел, как детям запрещают... да практически все на свете. "Песок не бери, запачкаешься! Палкой не махай, попадешь в глаз!" Мне в детстве точно так же запрещали.


Поэтому своему старшему я сразу разрешил использовать и камни, и палки. И даже сам подавал "дурные примеры", которые очень радовали нас обоих на фоне прочих стерильных детей. Когда сыну было года три, в песочнице к нему подошли два пацана на пару лет постарше, отбившиеся от мамаш, и спросили: "А что это у тебя? - Это палка! - А зачем? - А мы с папой сражаемся!" Пацаны с завистью вздохнули: "А нам палки нельзя..."


Однажды сын задумал пойти в гости с довольно грязным камнем, и никак не хотел без камня. Мы немного подумали... и сделали камень из бумаги. Бумага вообще универсальный материал для детей, если вам не лень пошевелись мозгами.


После нескольких таких историй у меня даже возник своеобразный "проект":  создавать игры на ходу, в любой ситуации, из любых подручных материалов. Этим убивается сразу три зайца. Экономия, само собой. Но это не главное; гораздо интереснее два других зайца. 


Во-первых, это развитие творческих способностей ребенка... через творчество родителя. А что вы думали? - что игрушка сама "разовьет" ваше чадо, пока вы будете лежать на диване? Нифига. Дети учатся в первую очередь от родителей. Если вы умеете выдумывать и творить - научится и ребенок. Если вам скучно - он тоже научится скучать.


Во-вторых, подручные материалы более естественным образом включаются в жизнь - и помогают делать разные другие вещи. Никто из детей не радуется, когда ему мажут рану йодом или зеленкой. Но покажите ему, что ваткой с зеленкой можно рисовать - и процедура обработки раны окажется гораздо приятней.


Или, скажем, вы хотите научить ребенка считать. Будете покупать кубики, счетные палочки и прочее занудство? Не проще ли показать все это на том, что уже есть под рукой - на его любимых камешках, например. А дроби - на дольках апельсина. И приятно, и практично.


Переходящее


Возможно, из всего сказанного вы уже сделали вывод, что я совсем лишил детей игрушек. Нет, это вовсе не так. Я же сказал - у меня их трое. Из-за этого есть куча игрушек,  которые переходят от старших к младшим.


И поэтому первая мораль, которую тут следует произнести: не выбрасывайте раньше времени  игрушки, которыми играли  ваши старшие дети! Ну, по крайней мере, те игрушки, которые очевидно "неодноразовые", стоит сохранить.


В процессе отбора и накопления нашего "игрушечного капитала" самым интересным открытием стало то, что хорошая игрушка работает для разных возрастов. У нас к таким относится, например, конструктор FridgiGear. Это такие большие разноцветные шестеренки с магнитами, лепятся на холодильник, позволяя создавать произвольные зубчатые передачи. А в самой большой шестеренке - моторчик. Включаешь - и вся схема закрутилась.


Я купил эту игрушку старшему сыну, когда ему было года четыре. И даже восхищался тем, что ребенок так рано обучился основам механики, которые я сам узнал, наверное, лет в десять. Оказалось, что четыре года - это не рано. Дочка научилась прилеплять колеса брата на холодильник в 10 месяцев, а в полтора года уже собирала узоры из зубчатых передач и сама включала движок.


Со временем до меня дошло, что это не только свойства игрушек, но и наши стереотипы о том, в каком возрасте  ребенку "подходят" те или иные предметы. Сломать эти стереотипы вы никогда не сможете, если будете покупать игрушки по тому возрасту, который написан на упаковках. Тут как раз нужен "естественный отбор".


Сейчас наш младший, которому четыре месяца, с удовольствием крутит в руках большой мяч, которым старшие играют в футбол. Вы бы купили грудничку футбольный мяч размером почти с него самого? А оказывается, ему того и надо!


Или такой пример: дочка в два года научилась различать и называть планеты  Солнечной системы. Случилось это так - я подарил старшему сыну красивый  астрономический атлас... который стал любимой книжкой его сестры. И если задуматься, в этом нет ничего необычного. Планеты на картинках - это ведь такие круглые разноцветные мячики. Это гораздо проще, чем изображение человека  или автобуса. Однако стереотип говорит нам, что астрономия - это сложно, а значит, это  нужно только старшим.


Историческое


Наблюдение за игрушками, переходящими от старших к младшим, неизбежно вызывает мысль о том, что эту линию можно продолжить не только в будущее, но и в прошлое. Что если бы у наших детей оказались наши любимые игрушки, или игрушки наших бабушек? И даже не просто игрушки, а настоящие предметы, которыми пользовались в прошлом. Окружающие магазины убеждают нас, что "современное лучше" - но так ли это?


Изучать историю с детьми можно в музеях  - про это я уже публиковал отдельное пособие. Но в музеях все за стеклом. Однако есть места, где старые вещи можно не только покрутить в руках, но и приобрести. Это барахолки. Мы с сыном, когда ездим в Питер,  любим гулять на блошином рынке около "Удельной". Чего там только нет! И старинные монеты, и фарфоровая посуда (не чета нынешней одноразовой), и совсем загадочные вещи, назначение которых сразу не угадаешь. Мы долго  показывали знакомым одну кованую штучку, найденную там: металлический стержень, на каждом конце - колесико. В конце концов узнали: это инструмент для нарезания теста.


Или вот: вы никогда не сможете объяснить ребенку, как работает электроника, на примере современных устройств - там все детали-чипы микроскопические, да еще залиты лаком. Можно конечно купить электронный конструктор "Знаток" (и у нас такой есть), но это дорогая игрушка. А можно купить на барахолке буквально за копейки старый радиоприемник, где все наглядно. И он даже работает!


Брошенное


Ну и напоследок упомяну еще один альтернативный источник, где можно брать игрушки и образовательные материалы. Хотя это уже  экстремально и может быть даже негигиенично. Но для полноты картины все-таки расскажу.

В детстве мы с друзьями очень любили лазить по мусорной свалке спичечной фабрики. Добывая там фосфор и бертолетову соль для самодельной взрывчатки, мы по сути дела изучали химию - и эти уроки были гораздо интересней, чем  школьное занудство. Родители, конечно, не знали об этом. Да и я своих детей никогда бы не отпустил в такую "игру".

Но недавно я заметил, что в Москве люди выкидывают очень много неплохих вещей. Например, старые книги. Как правило, их даже не бросают в мусорные контейнеры, а складывают рядом: бери кто хочешь. Ну и в общем, волей-неволей я приобщил сына к этому источнику знаний. Трудно было пройти мимо: огромная стопка таких книг, которых и в магазине-то не найдешь! Мы унесли оттуда первое издание "Приключений Незнайки и его друзей", "Тайну двух океанов", пару сборников сказок, а также Киплинга и О'Генри.

В другой раз сын, проходя мимо стойки мусорных контейнеров, сам показал мне лежащую там карту мира. Огромная, красивая и плотно заламинированная, она совершенно не боялась дождя. Прямо как ждала нас.

Повесили в лестничной площадке. Теперь, пока ждем лифта, изучаем географию. Да, конечно, могли бы в магазине купить. Но скажу вам по секрету, "найти самому" - гораздо интереснее. Это вам  любой ребенок скажет. Если конечно вы еще не приучили его к скучной идее  о том, что весь мир продается  в магазине. 

 
От редакции: Напоминаем, что вы тоже можете прислать свою статью в раздел  "Мнения", и даже  получить дополнительные баллы "Копилки" за вашу публикацию - читайте условия участия.

0 ответов
Агуша - мамы проверят
19
Акция «Одни плюсы от Агуша!»
1106