Как приучить ребенка к горшку

Выбрать тему
Мама#24117
Мама#24117
Мама#24117
0

Если вы в консультации или на прогулке услышите, как некая молодая мама с гордостью сообщает, что она выбросила все пеленки, потому что ее десятимесячный малыш уже самостоятельно ходит на горшок, не спешите завидовать ни этой маме, ни ее малышу. Открою вам «секрет», с помощью которого хвастливая мама приучила своего десятимесячного малыша самостоятельно ходить на горшок. «Секрет» этот до примитивного прост и называется хорошо известным вам словом дрессировка. Разве вам хочется, чтобы ваш ребенок превратился в выдрессированную обезьянку? Нет? В таком случае не огорчайтесь, что ваш карапуз все еше сосет соску, пьет из бутылочки и весело пачкает пеленки. Ведь вы же знаете, что ваш ребенок, самый умный и самый любопытный, он давно уже все-все понимает, кроме... Кроме, пожалуй, одного: что пора бы уже отучиться ходить под себя. Вам порой может показаться, что ему доставляет удовольствие находиться в грязи: забьется, шельмец, в угол, тихо сделает такт свое дело и затаится, пока вы сами не догадаетесь обо всем и не потащите его в ванну. Грудной ребенок испражняется нерегулярно. Стул у него бывает до еды, после еды, во время или после сна. У детей постарше, но не достигших еще одного года, стул может происходить в одни и те же, строго определенные часы. Родители, обратив внимание ва регулярность стула у ребенка, начинают, естественно, сажать его на горшок. Однако не принимайте первые успехи вашего ребенка за прочно выработанный навык: час, замеченный вами, может измениться, и тогда о горшке следует на время забыть. Чаще, к сожалению, молодые мамы поступают иначе: начинают стыдить детей («Фу, что ты наделал, как тебе не стыдно!») или же хвалить («Ты у меня умница, ты у меня сейчас сходишь на горшочек, правда?») я чуть ли не по полдня держат ребенка на горшке. Чем заканчиваются обычно такие «эксперименты», хорошо известно большинству молодых мам: ребенку, отсидевшему положенные часы, после которых его горшок остался все таким же кристально чистым, надевают свежие штанишки, и как раз в ту самую минуту, когда на штанишках застегнута последняя пуговица... ну не обидно ли? Не будем называть периодическое и обязательно кратковременное усаживание ребенка на горшок дрессировкой, которая не имеет никакого отношения к воспитанию. Если ваши опыты дадут положительные результаты, не поскупитесь на похвалу. Но если ваш ребенок тут же, как только будет снят с горшка, испачкает свои штанишки, не делайте из этого трагедии. Наполнение прямой кишки и мочевого пузыря относится у ребенка к приятному напряжению, как и wl последующее опорожнение и связанное с этим ощущение расслабления. Это то, что ребенок делает с удовольствием, к тому же ему кажется, что он создает нечто очень ценное из собственного организма (не редки случаи, когда ребенок, сходивший на горшок, с гордостью показывает старшим членам семьи свое «произведение» и ожидает услышать от них слова восторга). Заметим, что владение прямой кишкой у многих детей наступает раньше, чем владение мочевым пузырем. Эта способность редко обнаруживается на первом году жизни, чаще она появляется и закрепляется на пятиадцатом-двадцатом месяцах. Впрочем, и позже ребенок, заигравшись, может напустить лужицу. В этом случае достаточно ограничиться замечанием об «аварии» и похвалить дальнейшие успехи ребенка. Бывает, что и после двадцати месяцев ребенок регулярно мочится ночью. Не откладывайте дела в долгий ящик и обратитесь за советом к врачу. В большинстве случаев речь может идти о невротической реакции на сложную ситуацию. Вместо того чтобы наказывать и стыдить ребенка, задумайтесь, что побудило его вдруг повернуть вспять в своем развитии. Правильно выявленная и своевременно устраненная причина поможет вашему ребенку справиться со своими неприятностями, а вас избавит от лишних огорчений. Вернемся к разговору о том, когда и как следует учить ребенка ходить на горшок. Оптимальный возраст для такого обучения—конец второго года жизни. Лишь в этом возрасте мы вправе требовать от ребенка, чтобы он заранее объявлял о необходимости справить большую или малую нужду. Именно к концу второго года нервная система ребенка развивается настолько, что он уже вполне осознанно может управлять своими органами, от которых зависит отправление нужды. Воспитать в ребенке чистоплотность нетрудно, если это начать делать вовремя. Закрепление самоконтроля над органами отправления нужды важно не только с точки зрения соблюдения личной гигиены; такой самоконтроль приучает ребенка еще и управлять своими чувствами и желаниями. А это искусство, как легко догадаться, жизненно необходимо для каждого человека. В двухлетнем возрасте ребенок должен уметь ждать и не требовать мгновенного исполнения каждого своего желания, что позволительно новорожденному. Успешный самоконтроль становится также источником осознания своих сил и способностей. закладывает основы уверенности в себе взрослых. Обучение ребенка самоконтролю посредством наказания не приведет ни к чему хорошему, зато может вызвать серьезные нарушения в способности трезво оценивать своя поступки впоследствии, может выработать чувство неуверенности в себе и своих силах, осознание собственной ущербности. Боязнь быть на* казанным за тот или иной проступок играет в воспитании вообще сугубо отрицательную роль. В случае, о котором мы ведем речь, страх ребенка перед наказанием может привести не к сознательному самоконтролю, а к развитию запора. Запугав ребенка, мы сможем, конечно, контролировать его поступки, но он не сможет контролировать себя сам. Ребенок боится не столько наказания, с чем он еще может смириться; ребенок боится, что если он не станет слепо выполнять каждое требование родителей, он навсегда лишится их любви. Мы настоятельным образом рекомендуем молодым родителям избегать угроз вроде: «Если ты не будешь послушным, я возьму себе другого ребенка, а тебя сдам в детдом или продам другим дяде и тете». Вы, конечно, будете сердиться на своего ребенка, будете наказывать его за ослушание, но никогда не лишайте ребенка уверенности, что вы—его главная опора, ему принадлежит ваше любящее сердце, как он со своим маленьким сердечком безраздельно принадлежит вам и любит вас. Это чувство—чувство уверенности, что родители любят своего послушного, а чаще непослушного ребенка,— принадлежит, без преувеличения, к одному из сильнейших проявлений человеческих эмоций. Стоит сказать теперь несколько слов еще об одной неприятности, из-за которой родители часто устраивают настоящий скандал своему ребенку. Речь идет об игре с половыми органами. Утверждение, что ребенок лишен каких бы то ни было сексуальных ощущений, абсолютно вздорно. Матери, ухаживая за ребенком, по нескольку раз в день касаются его гениталиев, доставляя ему, сами того не ведая, удовольствие. Что же в этом удивительного, если ребенок, испытав удовольствие и раз, и два, сам начинает играть с половыми органами? Это такая же активность, как и любая другая. Одни дети более возбудимы и потому чаще играют гениталиями, другим доставляет удовольствие манипуляции с пальцами, а третьи испытывают настоящее наслаждение от соски. Такая аплошость не вредна и не ослабляет ребенка. Вредно наказывать за это ребенка и вызывать в нем чувство стыда или раскаяние. Ребенок, почувствовав тревогу, иногда совершенно непроизвольно начинает трогать гениталии. В тех случаях, когда это происходит регулярно и подолгу, следует вновь задаться вопросом: почему ребенок так часто ищет удовлетворения в собственном теле? Зачастую поиск такого удовлетворения служит верным признаком угнетенного состояния и эмоционального страдания ребенка. Но разве можно его винить за это, разве не логичнее искать причину в неправильном поведении взрослых? Кроме всего прочего, наказание ребенка за безотчетную игру половыми органами может вызвать непредсказуемые нарушения в сексуальной жизни впоследствии.

0 ответов
×
Наверх