Монтессори, или ещё кое-что о центрах раннего развития. Наш опыт.

Выбрать тему
Мама#5765
Мама#5765
Мама#5765
0

   В связи с множеством мнений по поводу развивающих центров, решила написать о нашем опыте посещения подобного места. В нашем случае это центр Монтессори. Мы ходим в группу "Вместе с мамой", от 0 до 3-х. Если кто не знает что такое Монтессори, вкратце расскажу об основных принципах этой методики. 

      1 - главное в их педагогике - это ребёнок. Он сам выбирает себе занятие и старается сделать всё самостоятельно. Родитель - это ассистент ребёнка, он ни в коем случае ничего не решает за малыша, а только помогает по мере необходимости. Так Саша бегает от одного материала к другому, сам выбирает с чем заниматься, а я только слежу, чтобы ничего не сломал. И изредка показываю, как пользоваться тем или иным предметом.
     2 - индивидуальный подход к каждому ребёнку. Если малыш хочет использовать учебный материал не по назначению, он может делать так, как он хочет. Например, если ребёнок использует кубики с цифрами не для того, чтобы считать, а чтобы строить башенки, преподаватель предоставляет ему такое право. Потому что во главе всего - ребёнок и его желания. Саша почти всегда всё использует не по назначению, у него очень нестандартное мышление, так вот в Монтессори это поощряется, нет правильного или неправильного использования предмета, может быть только так, как нравится ребёнку. 
    3 - деление на зоны: зона занятий с водой, игровая зона ( там сухой бассейн с шариками, мягкие игрушки, подушки ), зона развития мелкой моторики ( мешочки с крупами, дверки с разными типами замочков и тд), зона навыков практической жизни, зона физического развития ( горка, лесенка до потолка, гимнастические кольца, массажные коврики и дорожка ), творческая зона ( там лепят, рисуют и тд) Есть и другие зоны, но в нашем центре только такие. 
   4 - один из самых привлекательных принципов: убирать за собой материал, которым ты попользовался. Это весьма полезный навык, для его выработки достаточно каждый раз, когда малыш закончил заниматься с определённым материалом, говорить ему: " Ты здесь закончил? Тогда давай уберём за собой", и показывать на личном примере. Саша в этом плане делает большие успехи, подробнее чуть позже. 
   5 - всё проходит в игровой форме, материалы для работы - это различные сортеры, кубики, пирамидки, фигурки животных, муляжи овощей, фруктов, продуктов питания, мозаики, стаканчики и многое-многое другое. В обычной жизни мы это называем игрушками, но там есть правило - не произносить слово "игрушка", "играем", мы там "работаем", а наши игрушки - это "материалы" и "пособия". 
   6 -  занятие делится на две части, сначала мы находимся в комнате с развивающими материалами, а потом звенит колокольчик и мы все идём в другую комнату, просторную, чтобы было где разгуляться. В комнате проходит музыкальное занятие, где дети водят хороводы, танцуют под музыку, прыгают, бегают, играют на музыкальных инструментах: бубен, колокольчик, погремушки. В качестве музыки используются аудиозаписи С. и Е. Железновых "Подвижные игры-песенки для детей". Как всегда полная свобода выбора - малыш не в настроении водить хоровод, значит он может просто посидеть в сторонке, потанцевать один, обследовать комнату или просто побегать вокруг. Саша в основном так и поступает. И в этом нет ничего плохого, когда будет готов, он присоединится к остальным деткам, просто пока ему неинтересно. 
   
   Мы ходим в течение трёх месяцев. Нравится безумно! Первый раз пришли, когда Саше было 1 год и 1 месяц, впечатлений сразу было море, у нас обоих. Поначалу ребёнок нервничал и не слезал с моих рук, но стоило только ему увидеть кучу этих разных незнакомых ему материалов, как про маму он позабыл. Пару недель мы проходили адаптацию, ребёнок первое время чувствовал себя не в своей тарелке, постоянно рядом со мной, на преподавателя реагировал плачем. Это всё прошло, сейчас Саша там самый активист: в то время как все детки тихонько сидят себе занимаются, наш бегает с радостными криками от одного к другому, построил пирамидку - побежал дальше и тд. А ведь когда-то был очень застенчивый и всего и всех боялся. Сейчас любит всё швырять и кидать, что вызывает некоторые неудобства, особенно если мы занимаемся с крупами. В таком случае я спокойно предлагаю Саше пойти туда, где можно кидаться - в сухой бассейн, там их два: с шариками и губками ( на 2-м фото как раз бассейн с губками ). Так же очень активного ребёнка можно покатать с горки, потом пойти перекусить, а когда успокоится - идти заниматься дальше. Самая большая Сашина страсть - это водная зона (на 1, 3, 4-м фото) : там стоят различные чашечки-мисочки с водой, можно переливать водичку из одного в другое, можно выжимать губки, а потом снова мочить, можно постирать платочек в маленьком тазике, занятий там куча, плюс к этому воображение ребёнка способно придумать всем этим предметам другие назначения. А если Саша слишком увлёкся играми с водой, так, что весь пол мокрый, я беру большую швабру, а Саша вдохновлённый моим примером берёт маленькую (см. фото 1), и мы вместе моем пол - очень полезный в практической жизни навык. Там есть зона, в которой дети могут рисовать, лепить, клеить, в общем, зона творчества, раньше нас это не привлекало, так как там надо спокойно сидеть хотя бы 5 минут, но сейчас Саша начал проявлять интерес к лепке, каждый раз подходит к полке и берёт оттуда именно пластилин, хотя там много занятий на любой вкус. Мы правда не совсем лепим, мы рисуем пластилином. Иногда половину поделки Саша съедает, но всё равно получается красиво.  А ещё на Новый год центр устраивал для малышей ёлку, с Дедом Морозом и Снегурочкой, с подарками и ёлкой, воспоминания об этом празднике останутся навсегда. У меня, разумеется, Саша уже всё забыл, но время он тоже очень хорошо провёл. 

   Далее, хочу рассказать, какие успехи делает наш малыш благодаря этому центру. Во-первых, Саша стал спокойнее относиться к другим детям, и вообще к окружающим людям. Истерики от встречи с незнакомыми людьми наконец остались позади. Во-вторых, малыш стал более общительным и раскованным. Начал пытаться разговаривать, раньше он был совсем молчаливым. В-третьих, мы научились лепить, собирать сортеры и пирамидки именно на занятиях, поскольку там очень толково подобраны материалы, даже самый ленивый ребёнок захочет с ними позаниматься. Дома те же сортеры ребёнка не интересуют совершенно, нашему лучше пойти кастрюлями погреметь. В-четвёртых, малыш начал убирать за собой игрушки дома, после того, как поиграет. И не только игрушки, возьмёт любую вещь, а потом кладёт точно туда, откуда взял. Постоянно закрывает за собой двери, а также за мной. И в гостях делает всё то же самое, это производит неизгладимое впечатление на хозяев квартиры. 
   
   Я всем очень рекомендую посещать развивающие центры, для нас поход туда - это праздник, с лица Саши улыбка не сходит в течение всего занятия, за исключением тех случаев, когда он очень чем-то занят, в конце уходить оттуда очень не хочет. Если кто-то до сих пор считает, что раннее развитие - это вред для ребёнка, посмотрите фотографии, они хорошо иллюстрируют, как проходит занятие. Никто не заставляет малышей учить наизусть стихи, алфавит, считать и писать. Ребёнок просто играет, и при этом у него в голове многое откладывается. Туда стоит ходить даже не ради развития, а ради социализации ребёнка, и ради удовольствия: мамы и малыша. Мы собираемся ходить вплоть до детского сада, так здорово устроить себе и ребёнку праздник детства два раза в неделю. Какова бы не была цена за занятия, такое удовольствие бесценно. А развитие ребёнка тем более. 

0 ответов
×
Наверх