О примерах, используемых в обучении детей

Выбрать тему
Мама#1809
Мама#1809
Мама#1809
0

Пост меня подвигло написать одно стихотворение, прочитанное в развивающей детской книге. Сразу оговорюсь, что книга очень хорошая, подборка текстов и иллюстрации очень удачные. Она содержит материал и для изучения алфавита, цифр и для обучения счету. Но вот это стихотворение - пример, иллюстрирующий, что 4 - 1 = 3, вызвало у меня неоднозначную оценку:

Четыре гусенка гуляли в саду,

Один искупаться задумал в пруду,

Решил с головой он под воду нырнуть,

Теперь только три продолжают свой путь.

Может быть, конечно, я не совсем правильно поняла автора, и он имел ввиду, что  гусенок спрятался или просто отстал от остальных  своих товарищей, но мне на ум пришло, что он как-то неудачно нырнул, как-то даже пахнуло немного «черным» юмором. И тут я вспомнила, что, обучаясь в университете педагогическом, не раз слышала от уважаемых преподавателей методики, что, обучая детей, педагог должен опираться на положительные примеры и не вызывать у ребенка негативные эмоции в тот момент, когда ему следует усвоить определенный материал, а не размышлять о том, что хорошо, а что плохо и как себя надо вести.

Поделилась я своими размышлениями со своими подругами, другими мамами, но мнения разделились. Одни согласились со мной и привели еще более яркие примеры по этому поводу из учебников своих старших детей. Другие же говорили, что надо сразу демонстрировать ребенку «прелести» окружающего мира, а не надевать на него «розовые» очки, чтоб потом шока не было. Так ведь речь и не об этом. Я не против, что ребенка следует готовить к реальной жизни. Но необязательно же делать это, когда учишь его счету или письму, и внимание педагога или мамы, а также самого малыша сосредоточено на этом. И сам анализ ситуации, почему произошел отрицательный инцидент (в данном случае с гусенком), описанный в примере, остается в стороне. Ведь, если взять это стихотворение отдельно, просто для прочтения, то его можно проанализировать, сказать, что купаться в пруду надо аккуратно, маленьким деткам только под присмотром взрослых, так как в воде может произойти то-то и то-то. И ребенок сделает необходимы правильные выводы для себя. О том, что может случиться и случается в жизни следует говорить отдельно, например, на занятиях по знакомству с окружающим миром, да и в повседневной жизни, во время прогулки или дома. Особенно, когда такой пример возникает перед глазами ребенка, тут уж точно нельзя упустить возможность проанализировать ситуацию, почему так случилось и дать оценку, хорошо ли это, чтобы у ребенка формировались правильные моральные принципы.

Да и честно говоря, сам тон данного стихотворения не совсем подходит для детского восприятия, на мой взгляд. Если возвратится к мысли о «черном» юморе. Оно чем-то напоминает бывшие некогда популярные стихи для взрослых, типа:

Девочка Маша купаться пошла,

В среду нырнула,

В субботу всплыла.

Но это сугубо мое личное мнение.

Вообще, конечно, можно постараться удачно совместить обучение счету и одновременно объяснять мораль приводимых примеров, но у меня сомнения по этому поводу возникают, особенно, когда речь идет о совсем маленьких детишках.

0 ответов
×
Наверх