"Плохое" поведение - понять и простить

23 Января 2016 в 12:00
0

Пишу эту статью потому, что давно думаю на эту тему, читаю, изучаю. Интерес связан с растущим в доме ребёнком, всё-таки хочется Максимку воспитать уравновешенным, отзывчивым, способным на сопереживание и устойчивым человеком, а не затюканным, забитым, или, наоборот, избалованным мальчуганом.

В семье у нас был обычай: если хорошо себя ведёшь – значит, ты зайка, а если плохо – ты волк. И говорилось это с соответствующей интонацией, без каких-либо обсуждений поведения и возможностью для проштрафившегося объясниться. Просто так брали ярлык и навешивали на ребёнка, без вопросов и разбора полётов: вредничаешь – волк, и пока не успокоишься, мы с тобой не общаемся, а улыбаешься – заинька, и можешь поиграть тут рядом.

И вот я задалась вопросом: а кто, собственно, решает, какое поведение считается плохим или хорошим? Я понимаю, что, когда малыш начинает вредничать, кричать и что-то требовать, трудно мыслить здраво. Хочется отлупить, накричать. Но я вспоминаю себя в детстве (повезло мне стать молодой мамой – я ещё помню, как сама была маленькой) – я ведь не хотела ничего плохого, просто трудно иногда было справиться с эмоциями, переживаниями. Просто училась улыбаться сквозь слёзы, только бы не прозвали «волком». Намного труднее на месте родителя сесть рядом с кричащим чадом и, глядя в глаза малышу, попытаться разобраться в сути проблемы, почему же, собственно, ребёнок капризничает. Поговорить с маленьким малышом, пока порка не стала единственным действительным методом изгнания волка (хотя, на мой взгляд, это делает ситуацию ещё более неуправляемой) – это часто непосильная задача, ибо для этого нужны силы и время, которых так не хватает работающим мамам и папам. Мол, так диктует общество – ребёнок должен быть тише воды, ниже травы, и если он кричит – значит, должен получить по заслугам.

Но мы забываем, что дети – они на то и дети, чтобы кричать, бегать, прыгать, и раз ребёнка хватило на истерику – значит, есть непроработанные силы и энергия, значит, мало бегал, был обделён вниманием где-то, кто-то ему сказал «не мешай, иди поиграй сам», и ребёнок остался без внимания. Или, возможно, он чувствует что-то, что не может объяснить, потому что еще не умеет выразить свои чувства словами. И потом, вот у мамы нет настроения – она ушла, закрылась, или накричала на родных, не хочет общаться – пусть мама отдохнёт, она устала. А как же быть ребёнку? Почему ребёнку положено быть всегда весёлым, а если он грустный – сразу с ним что-то не то?

Я задала этот вопрос своим родным. Теперь, когда моему сыну пытаются навязать это чудесное звериное сравнение – я отвечаю, что мой сын всегда зайка (в их контексте; не буду вдаваться в зоологию и разбирать все достоинства волков – их, прямо скажем, побольше, чем у зайцев). А насчёт критериев оценки поведения ничего вразумительного я от них до сих пор так и не услышала.

Существует множество вариантов поведения ребенка, которые могут мешать или не нравится взрослым. Малыш может носиться по квартире и громко кричать, когда к маме в гости, например, пришла подруга. Или делать то же самое на площадке. Или «мешать» взрослым разговаривать. То, что у нас принято называть плохим поведением, таковым часто не является, – возможно, просто родителям надо заранее подумать, как сделать так, чтобы ребенку было не скучно тогда, когда взрослые не могут посвятить ему много времени и внимания. Я не беру здесь в расчёт драки, порчу имущества и прочие детские шалости, а говорю именно об обычном поведении ребенка, которое может быть не очень удобно взрослым. Интересно было бы услышать мнение других людей:)

0 ответов
Агуша - мамы проверят
19
Акция «Одни плюсы от Агуша!»
1106
Смотрите правила счастья со всей страны