Старые родовые фотографии.

Выбрать тему
Мама#12760
Мама#12760
Мама#12760
0

Мне лет пять, или шесть.Замирая от собственной смелости, я поднимаюсь на цыпочки, перегибаюсь через трухлявую ограду веранды, и в первый раз самостоятельно, а не с рук бабушки, окидываю взором пейзаж, которым до того любовался лишь в щели и зазоры.

Вся деревня, лежащая в котловине Кюракчая, расстилается, словно с амфитеатра, вплоть до крайних домов, усыпавших подножье горы, зеленые склоны которой, перемежаясь небольшими скальными породами, заканчиваются лесистой шапкой. Гора тянется по обе стороны зеленым гребнем, но если влево он уплощается, а лес редеет, разрываясь островками, то вправо, напротив, склоны поднимаются выше, лесная шапка становится сплошным покровом и теряется в далекой дымке, где, как я знаю, прячется местная жемчужина – озеро Гек-Гель. Над этой лесистой частью хребта, в самом правом углу открывающейся панорамы, растворив подножие в небесной сини, зависла седая шапка Кяпаза.

Внизу, в микроскопическом разрыве между нагромождением домов, уместился угол моста с веселым язычком реки, вливающимся  в чью-то бездонную стену, чтобы, проскользнув под пунктиром разноцветных кровель, выскочить вновь далекой, юркой змейкой, растворяющейся в кронах прибрежных садов. Тот же склон, что спускается к реке с моей стороны, прячется под мозаикой черепичных крыш. Церковь, стоявшая справа, настолько ниже по уровню основания, что её кровля вровень с дорогой, идущей под стеной нашего дома. Сотни ласточек рассекают воздух ножницами своих силуэтов.

Геташен. Бабушкина деревня. Родовое гнездо - он так и остался теперь недостижимым воспоминанием. Её больше нет. Деревня оказалась разрушенной в последнюю войну. Недавно, пересматривая GoogleEarth, случайно наткнулся на современные фотографии Геташена, и именно нашего квартала. Жуткая картина. Одни развалины.

Почему-то жальче всего не дом, а старые родовые фотографии, что хранились в кособоком комоде. Помню каждую, будто и не прошло четверти века с тех пор, как видел их последний раз. Старые дореволюционные снимки на толстой мелованной бумаге того характерно цвета сепии, характерного для того времени, со смешными Ять и вензелями по краям. Их было много - десятки, некоторые большие, где-то формата А3, очень качественные, и именно их, утерянных навсегда, и жаль больше всего. Прадед, прабабка, их братья, сестры, дяди, тети, весь наш род - все они смотрели на меня с тех фотографий. Как мне передать это чувство рода своему сыну, связующую нас всех нить?

Несколько месяцев назад случайно выяснил, что кто-то из двоюродных дядей успел вывезти парочку небольших фотографий, и словами не передать, как я обрадовался этой новости. Их мало, всего несколько штук. Но цена их высока. С годами понимаешь, что ценится не то, что труднее всего достать, а то, что больнее всего потерять.

Вот они, несколько небольших фоток. Жаль, самые большие так и погибли в пожаре войны. Но и то, что осталось - бесценно.

1. Прапрадедушка Арустам. Староста села Геташен в конце 19 начале 20 века.

2. Прадедушка Михаил и прабабушка Ольга. 1905 год. Свадебное путешествие.

3. Брат прадедушки Егиш - поручик Императорской армии, и сеста Ева.

4. Деревня Геташен до войны. Квартал вокруг нашего дома.

5. Современное состояние. Развалины.

0 ответов
×
Наверх