Еще важно знать!

02 Февраля 2012 в 15:01
0
Седьмой месяц     
Без особого труда он садится и может сидеть без поддержки; лежа на животике, переворачивается на спину и пытается передвигаться на четвереньках. Если его взять за руки, он встает, поддерживаемый под мышками, пытается ходить. Взяв в руку погремушку, размахивает ею, гремит. Поднимает упавшую игрушку. Бурно выражает свои эмоции — радуется, улыбается, увидев маму.       
  В этом месяце закладываются основы будущих слов. От обычных вокализмов ребенок переходит к слогам: «ба», «ма», «па» и др., т. е. кроме гласных, он уже освоил и некоторые согласные. Понаблюдайте за ним: он произнесет отдельный слог и замрет — прислушивается. Малыш, в свою очередь, внимательно наблюдает за вами — как вы говорите? Он следит за вашими губами. Стремитесь к тому, чтобы ребенок видел ваши губы, когда вы с ним разговариваете.       
      Те звуки, что он произносит, пока не несут никакой смысловой нагрузки. Это только проба голоса, проба речевого аппарата. Учиться говорить, запоминать новые слова он будет долго и пока что находится только в начале этого пути. Сложить определенным образом губы, прижать к десне язык и произнести некий звук — так любопытно. Это для ребенка занимательная игра. Поучаствуйте в этой игре, задайте ей тон.     
      Разговаривая с ребенком, показывайте ему на предметы, которые называете. В будущем это знание поможет ребенку быстрее заговорить. Но и не забывайте о чувстве меры. Не слишком утомляйте малыша. Пределы его возможностей еще совсем невелики. Занимаясь с таким маленьким ребенком слишком активно, пытаясь в угоду собственному честолюбию сделать его вундеркиндом, можно только навредить.         
  Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к предмету разговора, не усердствуйте. Ребенок просто устал — наполнился впечатлениями «под завязку». Ему нужно какое-то время переварить эти впечатления.     
      Вы наверняка читали много литературы о маленьких детях, у вас есть знакомые с такими же маленькими детьми, или ваши знакомые уже вырастили своих детей и теперь авторитетно вам заявляют, что ваш ребенок в 6-месячном возрасте должен уметь то-то и то-то... А вы вроде заметили, что ваш малыш этого еще не умеет. Не огорчайтесь, все придет. Присмотритесь к своему ребенку внимательнее, возможно, он умеет то, чего еще не умеют другие. Всякий ребенок уже с рождения — индивидуальность.   


      Основные показатели психомоторного развития ребенка к 7 месяцам:1. Ребенок может самостоятельно сесть и сидеть без посторонней поддержки несколько минут.2. Свободно поворачивается со спины на бок и обратно.3. Крепко хватает рукой интересующие его предметы. Стучит, размахивая погремушкой.4. Уверенно и с интересом произносит разные звуки. Подолгу лепечет.5. Легко узнает знакомые лица.6. С удовольствием идет на контакт.7. На вопросы «Где часы?», «Где мишка?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте.8. Хорошо ползает.    

Восьмой месяц       
Ребенок сам легко садится и ложится, уверенно сидит, цепляясь руками за прутья решетки или сетку детской кроватки. Поднимается, если его держат под мышки, хорошо шагает.          На 8-м месяце жизни многие дети уже достаточно активно ползают. Сначала дети ползают на животе, отталкиваясь ножками от какого-нибудь предмета или от стенки кроватки, потом встают на четвереньки. Если вы заметили, что ваш малыш начал ползать в кроватке, пора уже подумать о создании условий для ползания. Приобретите манежик или отгородите уголок для «упражнений» ребенка. Не позволяйте ему ползать в кроватке. В противном случае у него могут возникнуть сложности с засыпанием.     
    Отгородите угол, в котором ребенку (если он того желает) можно ползать, сколько угодно. Удалите из этого угла все предметы с острыми травмоопасными краями. Постелите на пол мягкое покрывало. Но если, несмотря на все предосторожности, вы все равно время от времени будете обнаруживать царапины на руках и коленках ребенка, шишки у него на лбу, слишком сильно по этому поводу не переживайте. Маленькие травмы малышу просто необходимы — так формируется первый жизненный опыт.На данном этапе прогресс развития ребенка действительно производит впечатление. Подросший малыш, «хватающий и исследующий», по несколько часов в день занят играми и, сидя в кроватке или на маленьком стульчике, с интересом следит за движениями окружающих, внимательный ко всему, что происходит вокруг. Он хорошо узнает своих, улыбается им, тянет руки. Увидев свое отражение в зеркале, проявляет интерес, рассматривает себя и старается достать руками.   
          Движения рук ребенка хорошо координированы, он достаточно умело ими пользуется и берет разные предметы. Во время кормления сам придерживает кусочек хлеба или бутылочку, а если соска выпадает изо рта, отыскивает ее и тянет назад в рот. Крепко держит игрушки, стучит одной о другую, о края кроватки. Ясно и громко повторяет слоги: «ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба» и др.       

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 8 месяцам: 1. Громко и повторно произносит различные слоги.2. По просьбе взрослого выполняет разученные движения, например: «ладушки», «до свидания» и т. д.3. Долго занимается игрушками: рассматривает их, стучит игрушкой об игрушку и т. д.4. Сам садится и ложится.5. Придерживаясь руками за барьер, сам встает и стоит.6. Переступает вдоль барьера.7. Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке.8. Пьет из чашки, которую держит взрослый.В возрасте 3х месяцев неблагопрятными проявлениями являются двигательная скованность, связанная с повышенным напряжением мышц конечностей, или наоборот, снижение мышечной силы и своеобразная «поза лягушки»; в положении на животе неуверенно и недолго держит головку. Могут отмечаться блуждающие движения глазных яблок без фиксации взгляда на предметах. Дрожание рук, подбородка при сильном плаче и испуге. 
                В 6 месяцев к «настораживающим» симптомам относятся отсутствие проявлений радости, смеха, своеобразная бедность эмоций; игрушки могут не вызывать интереса. Ребенок мало двигается, не переворачивается, или переворачивается в одну сторону, не захватывает игрушки, и не перекладывает их из руки в руку.        
          В более позднем возрасте (7-9 месяцев), к неблагопрятным факторам следует отнести следующие проявления: отсутствие взаимоактивного контакта при попытке взрослых играть с ребенком, ограниченность выражения своих эмоций; отсутствие навыков самостоятельно садится; попытки брать предметы, играть, действуя предпочтительно одной рукой. Следует «потревожится», если в возрасте года ребенок не понимает простейших просьб, его игра носит исключительно разрушительный характер. Речь состоит из отдельных звуков. При попытке поставить ребенка на ноги – делает несколько шагов на «носках».    
        В дальнейшем, заслуживает внимания плохая координация ребенка, нарушения походки, отсутствие навыков самообслуживания и опрятности. Тревожными считаются нарушения сна, когда ребенок просыпается, и при этом кричит или плачет. Отмечается также чувствительность к переменам погоды, отсутствие контактов со сверстниками.
                При снижении темпов приобретения различных навыков, наличии других особенностей развития ребенка, целесообразно обратиться за консультацией к специалисту, поскольку ранняя диагностика улучшает прогноз и повышает эффективность лечения.
      Моей целью не было желание кого-либо напугать, но я надеюсь, что это кому-то поможет не упустить тот момет, когда всё ещё можно исправить, и ребёнок вырастет умным и здоровым и будет радовать своих родных и близких своими успехами.

Признаки нарушения в социальном плане
Чтобы выявить нарушения в социальном плане в первый год жизни, советуем ориентироваться по следующим указаниям.Обратитесь к врачу, если:
-К концу 1 месяца ребенок не прекращает крик, если мать подносит его к груди или прижимает к себе.
 -К концу 2 месяца не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним.
 -К концу 3 месяца не улыбается, если к нему приближается взрослый, заговаривает с ним или улыбается ему.
 -К концу 4 месяца не выражает радость, когда с ним играют. 
-К концу 5 месяца не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне или мимике. 
-К концу 6 месяца не просится на ручки, протягивая свои ручки взрослому.
 -К концу 7 месяца не ласкается к матери или близкому человеку, не прижимается щечкой к маме. 
-К концу 9 месяца не пугается или не стесняется чужих людей, не сердится, когда у него отбирают игрушку.
 -К концу 10 месяца не имитирует такое действие, которое вызывает смех у окружающих. 
-К концу 11 месяца не поддерживает чашку при питье и не может самостоятельно есть сухарик.
 -К концу 12 месяца не может есть самостоятельно ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале. 
-К концу 15 месяца не может играть с мамой в мячик, не может удержать стакан или пить из него. 
-К концу 19 месяца не играет с плюшевым мишкой или куклой. 
-К концу 20 мес не может самостоятельно надеть носки, обувь или шапку. 
-К концу 21 мес не может, подражая маме, выполнять некоторые хозяйские дела по просьбе. 
-К концу 24 месяца не может самостоятельно вымыть и вытереть руки 
-К концу 29 месяца еще не может словами попросить еду.
 -К концу 30 месяца не может есть один ложкой -К концу 34 месяца еще не говорит о себе, применяя местоимение "Я", не может самостоятельно одеться, не ходит в туалет.

Признаки отклонений опорно-двигательного аппаратаКогда ребенок постепеннно учится ползать, можно выявить следующие отклонения от нормы:-Если ребенок к концу 1-го месяца жизни в вертикальном положении не может на мгновение удержать головку. -Если к концу второго месяца он не может приподнять головку на 5 см от поверхности и удержать ее. -Если к концу 3 месяца он не может, лежа на животе, удержать головку в течении 1 мин. -Если к концу 4 месяца он не может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья -Если к концу 5 месяца ребенок плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину. -Если к концу 6 месяца, лежа на животе, он не может дотянуться до игрушки. -Если к 8 месяцу он еще не может ползти назад. -Если к концу 9 месяца не может повернуться вокуг своей оси и ползти вперед. -Если к концу 11 месяца он не может ползать на четвереньках. Умение сидеть формируется постепенно в течении 1-го года жизни. Некоторые дети начинают сидеть рано, другие - поздно. Чтобы определить, нарушено ли развитие функций, обеспечивающих умение сидеть, нужно знать следующие признаки такого нарушения, которые проявляются еще до того, как умение сидеть сформируется:-Если ребенок к концу 2 месяца совершает несимметричные движения ручками и ножками. -Если к концу 3 месяца ребенок не может удерживать головку хотя бы на пол минуты в вертикальном положении. -Если к концу 4 месяца у него головка отклоняется назад в тот момент, когда его поднимают из положения лежа на спине. -Если к концу 5 месяца ребенок неувереннно держит голову, особенно в тот момент, когда его поднимают за ручки из положения лежа на спине. -Если к концу 7 месяца ребенок при подержки за руку родителей не пытается сесть. -Если к концу 9 месяца при сидении плохо удерживает равновесие или не может повернуться вокруг своей оси. -Если к концу 11 месяца не может сидеть с вытянутыми ногами. 

Умение ходить тоже формируется постепенно, в течении 1 -го года жизни. -К врачу надо обратиться в том случае, если:-К концу 4 месяца ребенок, когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками, не пытается опереться на кончики пальцев ног. -К концу 6 месяца в таком же положении не пританцовывает. -К концу 8 месяца не может короткое время стоять при подержке за ручки. -К концу 11 месяца не пытается стоять, удерживаясь за мебель или стенки манежа. -К концу 11 месяца не может передвигаться, держась за опору. -К концу 12 месяца не может делать несколько шагов, держась за руки взрослого. -К концу 13 месяца не может самостоятельно стоять в течении минимум 10с. -К концу 15 месяца не может свободно пройти 20 шагов. -К концу 16 месяца не бегает свободно. -К концу 20 месяца не может без поддержки пнуть мячик. -К концу 30 месяца не может без поддержки спуститься по лестнице. -К концу 36 месяца не может 1с без опоры удеражаться на одной ноге. При рождении ребенок не обладает хватательными движениями. В первые недели жизни проявляется хватательный рефлекс, который затем исчезает. Появляются осознанные хватательные движения. Они формируются постепеннно, и нарушения этих движений можно выявить до их окончательного формирования.-К врачу следует обратиться, если:-К концу 3 месяца ребенок не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету., который держат перед ним. -К концу 3 месяца не разглядывает свои ручки. -К концу 5 месяца не может уверенно протянуть ручку к игрушке. -К концу 6 месяца не может ухватить кубик. -К концу 8 месяца не может удержать между указательным и большим пальцами пуговицу. -К концу 9 месяца не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать шапочку или платок. -К концу 12 месяца не может удержать одной рукой 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому. -К концу 18 месяца не может построить башню из 3 кубиков. -К концу 20 месяца не может чертить прямые линии. -К концу 24 месяца не может отвинтить крышку от банки. -К концу 33 месяца не может аккуратно есть ложкой суп. -К концу 36 месяца не может налить воду в чашку.


Признаки нарушения слуха и зрения-К врачу следует обратиться в том случае, если:-К концу 1 месяца ребенок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча карманного фонарика вправо-влево. -К концу 2 месяца не прислушивается к звону колокольчика. И не следит за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону. -К концу 3 месяца не ищет глазами, откуда звенит колокольчик. -К концу 5 месяца не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери. -К концу 6 месяца уверенно не реагирует на шурашние бумаги, находящейся вне поля его зрения. -К концу 7 месяца не может стучать кубиком по столу. -К концу 8 месяца не прислушивается к разговору взрослых. -К концу 9 месяца не может стучать кубиком об кубик -К концу 10 месяца не сбрасывает игрушки со стола. -К концу 12 месяца не проявляет интерес к машинам. -К концу 15 месяца не пытается отыскать игрушку, например, машинку, которую спрятали от него на его глазах. -Если к концу 24 месяца не может отличить съедобное от несъедобного. -К концу 32 месяца не может выложить кубики в одну линию.

Признаки нарушения речи
Нарушения развития речи могут происходить по разным причинам. Лечить нарушения речи будет поздно, если ждать, что ребенок начнет говорить в 3 года и позже. Развитие речи происходит по стадиям, которые наслаиваются друг на друга, поэтому выявить нарушения речи можно еще до того, как ребенок произнесет первые слова.Обратиться к врачу необходимо, если:-К концу 1 месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением. -К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним заговаривают. -К концу 5 месяца не произносит отдельные звуки и слоги, например, га-га-га, ма-ма-ма, ба-ба-ба и пр. -К концу 7 месяца не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком. -К концу 9 месяца не может повторить за взрослым восемь различных звукосочетаний или слогов. -К концу 10 месяца не может махать головой в знак отрицания или несогласия, или помахать ручкой в знак прощания. -К концу 12 месяца не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить различные просьбы. -К концу 15 месяца не может адекватно употреблять слова "мама", "папа". -К концу 20 месяца не может произносить 6 осмысленных слов. -К концу 20 месяца не может показать части тела, которые ему называют. -К концу 29 месяца не понимает разницу между словами "большой" и "маленький". -К концу 36 месяца не может показать, какая из линий самая длинная -К концу 37 месяца не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

Упражнение поворот со спины на живот.Ребенок лежит наспинке. Вложите ему в кулачек большой палец левой руки, а правой рукой удерживайте обе ноги в районе голени. Слегка выпрямив ноги, поверните таз ребенка влево. Вслед за этим малыш самостоятелньо развернет голову и верхнюю часть туловища в ту же сторону. Выведите ручку ребенка вперед. Малыш окажется на животе. Помогите ему опереться на кисти рук. Повороты выполняются 2-3 раза в каждую сторону.
Девятый месяц     
    Окончательно осваивает сидение и ползание. Может переходить от одной опоры к другой, слегка придерживаясь за них; под веселую музыку изображает плясовые движения. Ползает на руках и на коленях. Вращается по кругу. Толчками старается встать. Стоит, опираясь на мебель. Держит свою бутылочку, наклоняет ее и бросает, если она пустая. Хватает движущиеся игрушки. Самостоятельно пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. В хватании появляется пинцетный хват- берет предметы двумя пальцами. Кончиками пальцев до всего дотрагивается, всюду их вставляет, пытается подбирать нитки, мелкие камушки, бусинки, лезет во все возможные отверстия, в замочные скважины и т.д. Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из двух-трех колец. По просьбе выполняет координационные пробы типа «покажи глазки» на кукле и взрослом. Подолгу играет с игрушками. Увидев новую игрушку, он тут же ее хватает, рассматривает. Спрятанную под пеленкой игрушку ищет и, отыскав, берет. Знает свое имя, поворачивает лицо к тому, кто его зовет. Понимает слова «нельзя, дай, брось, нет, на, иди, сиди, лежи» и другие. Появляется тяга к общению и компании: при появлении другого ребенка он радостно ползет ему навстречу, во время игры подражает действиям и движениям. Хорошо знает свое имя, оборачивается на зов. Имитирует кашель, щелканье языком и т.д. Реагирует на имя и «нет-нет»Запоминает названия предметов. По-разному использует предметы в игре в зависимости от их свойств - катает, открывает, нажимает, вынимает, гремит и пр. На просьбу взрослого принести какой-либо предмет малыш отыскивает его даже в непривычном месте. Различает различные настроения близких.Повторяет плясовые движения на мелодию, если дома поют или пляшут с ним. Выполняет различные действия с предметами в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит и т.д.).

Десятый месяц         
  Общие сведения:Обычно на десятом месяце жизни малыш уже уверенно сидит без опоры с прямой спиной, из этого положения самостоятельно встает на ножки, придерживаясь за опору (кроватка, манеж) и шагает вдоль нее, перебирая ручками.Очень важная сфера - развитие движений кисти и пальцев. Обученный ребенок вкладывает игрушки одна в другую, разбирает простую пирамидку. Появляется способность взять небольшой предмет двумя пальцами: большим и указательным - это необходимый этап на пути к формированию координации тонкой моторики.Многие родители после 8-9 месяцев перестают заниматься с ребенком гимнастикой, считая, что он и так достаточно подвижен. Между тем гимнастика ребенку по-прежнему полезна: она активизирует обмен веществ, укрепляет "отстающие" группы мышц, способствует более гармоничному развитию.Наступило время серьезно позаботиться об обуви малыша (хотя некоторые родители покупают ботиночки и туфельки заранее) - ведь от того, какой будет его первая обувь, во многом зависят правильное развитие стопы, красота походки и даже правильная позиция позвоночника. Нельзя позволять ребенку подолгу стоять и тем более ходить босиком (по гладкой поверхности), в носочках или пинетках - это может способствовать развитию плоскостопия. Самая лучшая обувь - это кожаные ботиночки с фиксированным подъемом, супинатором и каблучком высотой 0,5-0,8 см. Подошва ботиночек, если она гладкая, протирается наждачной бумагой. Если нет супинатора, родители могут сами слегка приподнять внутренний край стельки и подложить кусок ваты. На прогулке удобны теплые мягкие сапожки, менее желательны валенки вследствие их жесткости.Обычно десятимесячного ребенка уже можно водить по полу за две руки, а еще лучше с помощью старого русского способа - на полотенце, пропущенном под мышки, или на специальных "волнах" с нагрудником. Поскольку плечевой пояс у ребенка к этому возрасту уже достаточно развит, его используют как естественную опору - в отличие от "ходунков", такой способ обучения ходьбе не вредит ребенку, а способствует формированию нормальной походки. И очень хорошо приговаривать при этом какую-нибудь ритмичную считалочку, например: "Раз-два-три-че-тыре, Катю мы ходить учили" и т.п. Чувство ритма у детей к этому возрасту обычно достаточно развито для усвоения не только простых стихов, но и более сложных - и это необходимо использовать, читая ребенку родные русские стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова. "Есть сила благодатная в созвучье слов живых" - многие возбудимые дети при этом успокаиваются без всяких лекарств.В этом возрасте ни рацион ребенка, ни режим питания не меняются. Малыша по-прежнему кормят 5 раз в день - обычно в 6, 10, 14, 18 и 22 часа, хотя есть некоторые дети, которые сами переходят на 4-разовое питание - если малыш здоров, то это допустимо. Общий суточный объем пищи в этом возрасте и до конца первого года жизни составляет 1-1,2 литра. Нельзя недокармливать ребенка, но недопустимо и перекармливать. Сейчас уже доказано, что избыточное питание на первом году жизни (особенно, если ребенок искусственник) может в будущем способствовать ожирению и заболеваниям желудочно-кишечного тракта.Особо следует остановиться на выборе цвета предметов, с которыми малыш играет. На первом году жизни дитя не решает каких-либо задач, связанных с подбором предметов по цвету, так как основное направление заданий — это обогащение его чувственного опыта, накапливание впечатлений. Ребенка должны окружать предметы, окрашенные в различные цвета. Однако целесообразно исключить излишнюю пестроту, подбирая для занятий предметы одного-трех цветов теплых и холодных тонов. Для развития цветоощущений необходимо подбирать предметы, имеющие цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный и белый.У 8 - 10-месячных малышей меняется позиция пальцев руки при захватывании мелких предметов: интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Вы замечаете, что малыш выполняет более тонкие движения: пытается взять небольшие предметы «щепотью», хотя раньше в захватывании участвовала вся ладонь. Для малыша этого возраста полезно подобрать коробочки, которые открываются сбоку или сверху. Они могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Малыш самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те, к которым крышки прикреплены с одного края.     
      Особое внимание следует уделить развитию устойчивости игровых действий малютки. В совместных играх с сыном или дочерью постарайтесь какое-то время, примерно 3 — 5 минут, заниматься одной игрушкой, удерживая внимание ребенка. Если это кольцо, поверните его то одной, то другой стороной к ребенку, посмотрите в его отверстие, прокатите его. Показывая предмет с разного ракурса, взрослые заставляют малыша вглядываться в смену действий, стимулируя таким образом его ориентировочную активность, интерес к предмету и игровой ситуации в целом. Дпя поддержания интереса к игре можно использовать сюрпризы. Например, в закрытую коробочку можно положить что-то гремящее; внутрь матрешки, закрепленной на ленте, — звенящий колокольчик; в мешочек — выглядывающий из него кусочек ленточки, а в бочонки — цветные платочки. Такая «цепь» игровых действий запрограммирована в игрушках-вкладышах, например в цветных колпачках. Малыш снимает один колпачок, под ним оказывается другой, третий и тд. Интерес к игрушке строится на поддержании ориентировочной активности малыша. Именно это и позволяет повысить устойчивость и целенаправленность игры ребенка. Последнее очень важно для его интеллектуального развития.   
    10-месячный ребенок — неутомимый исследователь, любопытство крохи в этом возрасте достигает апогея. Окружающий мир манит малютку непознанностью, побуждает к движению. Ребенок начинает интенсивно овладевать ходьбой. Правда, первые его шаги обычно страхует кто-нибудь из родителей. Если рядом нет опоры, малыш может ползком добраться до заинтересовавшего его объекта и подняться на ножки около него. Поэтому игровое пространство малыша должно быть организовано с учетом его безопасности. Удобным местом пребывания ребенка может быть место «за барьером», на полу, покрытом ковром или паласом.   
        На 10-м месяце жизни малыш начинает хорошо ориентироваться в пространстве. В это время он переживает настоящий интеллектуальный подъем. Поддерживайте его стремление как можно лучше изучить окружающий мир, принимайте участие в его «исследованиях». Соответствующие дидактические игрушки помогут вам развить у малыша сообразительность и уверенность в себе, которые так пригодятся ему в дальнейшем.

Одиннадцатый месяц       
Последние месяцы первого года жизни - пора интенсивного психического развития ребенка и совершенствования движений. Ваш малыш все заметнее овладевает вертикальной позицией - он довольно устойчиво стоит, держась за опору одной рукой, а другой может свободно действовать - например, доставать игрушки с полок, открывать ящики, дверцы тумбочек. Будьте осторожны! Не оставляйте ребенка без присмотра - ведь и секунды ему достаточно, чтобы потянуть, допустим, скатерть и опрокинуть на себя горячий чайник...Если он уже научился самостоятельно передвигаться по комнате, вам надо обязательно проследить, чтобы на его пути не было ничего, представляющего опасность: например, открытых электрических розеток, коробок с лекарствами или домашних химикатов, острых и мелких предметов.Дети этого возраста активно стремятся овладевать ходьбой, любят, когда их водят за ручку. Надо, конечно, доставлять ребенку это удовольствие. Следите только за его осанкой, чтобы он не "обвисал" и не горбился, водите то за правую ручку, то за левую.Координация движений совершенствуется и в играх. Малыш подолгу сосредоточенно открывает и закрывает матрешку или какую-нибудь коробку, умеет поставить кубик на кубик. Игра очень долго остается для ребенка его первым "университетом", школой жизни. Она же может служить и своеобразным тестом, показателем уровня физического и психического развития малыша. Так что присматривайтесь к тому, как играет ваш ребенок, помогайте ему, играйте вместе с ним. В этом возрасте обязательно вносите в занятия игрушками какой-то простой сюжет: покормите вместе собачку или мишку, искупайте и запеленайте куклу, покажите, как уложить ее спать. Все свои действия с игрушкой "проговаривайте", объясняйте.Собственный словарный запас ребенка пока еще невелик, но речь родителей он понимает все лучше и лучше. Побуждайте его выражать свои желания не жестами и тем более не криками, а словами: - Скажи "дай!", скажи "Ляля"...Живые, подвижные дети спят меньше, особенно коротким у них бывает первый дневной сон, иногда даже меньше часа. Известно, что среди взрослых есть "жаворонки" и "совы", то есть те, кто охотно ложится спать раньше и очень рано просыпается, и, наоборот, бодрствующие до поздней ночи и неспособные проснуться рано. Специалисты установили, что суточные биологические ритмы организма начинают формироваться уже в раннем детстве или даже внутриутробно, причем их характер во многом определяется наследственностью.Есть наблюдения, свидетельствующие, что уже в конце первого года жизни ребенка становится ясно, "жаворонок" он или "сова". Есть дети, которых трудно уложить спать в 20-21 час, они засыпают позже и, соответственно, позже просыпаются утром. Таким малышам, как правило, необходимо пятое кормление в 21.00-21.30 (молоко или кефир).Режим ребенка зависит и от времени года: глубокой осенью и зимой, когда рано темнеет и поздно светает, дети обычно рано засыпают и дольше спят. Соответственно немного изменяются и часы кормления. Питание в этом возрасте остается прежним, за исключением одного новшества: поскольку у малыша уже есть 4-6 зубов, мясное пюре можно заменить паровой фрикаделькой.Надо стараться, чтобы ребенок учился старательно жевать, откусывать, грызть. Попробуйте, готовя овощное пюре, немного моркови (если у ребенка нет диатеза), кабачка или капусты оставить кусочками. Если он с ними справится, на гарнир можно давать уже не только пюре, но и отварные (или чуть тушеные) овощи.Творог многие дети едят неохотно. Приготовьте из него пудинг, паровую запеканку. Кашу 1-2 раза в неделю можно заменить молочной вермишелью. Это немного разнообразит стол малыша. В то же время вовсе нет никакой необходимости в деликатесах, например в йогуртах, многокомпонентных экзотических соках и консервах. Простая и привычная пища - самая полезна.

Двенадцатый месяц   
    Итак, ребенку скоро год. Этот возраст - своеобразная ступенька, переход к новому, более совершенному уровню физического и психического развития. После года ребенок становится крепче, выносливей. Разумеется, это не происходит в один день, и было бы рискованно, полагаясь на то, что ребенок "уже большой", допускать какие-то отступления от режима питания или соблюдения гигиенических правил. Именно в возрасте "вокруг конца года" малыш требует особого внимания.Специалисты, изучающие биоритмы организма, отмечают такую особенность жизненных циклов: в месяц, предшествующий каждому очередному дню рождения, сопротивляемость организма снижается. Выходит, двенадцатый месяц - не самый благополучный.У многих детей именно на двенадцатом месяце прорезывается сразу несколько зубов. Это также ослабляет организм, и впечатление создается такое, будто развитие малыша затормозилось - он не приобретает новых навыков и может даже почти не прибавить в весе и росте. Впрочем, некоторые дети, наоборот, делают заметный качественный скачок: начинают самостоятельно ходить, осваивают умение забираться на невысокий диван. Обычно мальчики в этом возрасте менее подвижны, чем девочки, да и речь у мальчиков развивается медленнее.Если ваш ребенок к концу первого года жизни умеет ходить только за руку, а самостоятельно еще не ходит и врач не находит у него никаких заболеваний - не волнуйтесь, возможно, малыш боится проявить самостоятельность. Осторожно и настойчиво побуждайте его оторвать руки от опоры и сделать первый самостоятельный шаг - по направлению к вам. Пусть чувствует, что вы его страхуете. Возраст начала самостоятельной ходьбы у вполне здоровых детей во многом зависит от особенностей эмоций и темперамента и может колебаться от 10 до 14 месяцев.К концу года речевой запас у некоторых детей составляет 10-15 коротких слов,, у других - 3-4. Ребенок может активно пользоваться словом "дай!" и очень обижается, если не получает требуемое. Уже в этом возрасте необходимо приучать ребенка понимать слово "нельзя", в то же время опасные предметы и хрупкие безделушки нужно убирать так, чтобы ребенок не мог их увидеть.Все более сложными становятся игрушки малыша, он может разбирать и пытаться собирать матрешку, крупный пластмассовый детский конструктор, катает мяч, возит машину за веревочку. Возбудимых детей хорошо успокаивают мягкие, пушистые игрушки (их, разумеется, так же как и пластмассовые игрушки, необходимо мыть регулярно с применением дезсредств). Наступило время знакомства с крупными картинками, детскими книжками-раскладушками. Сразу, с первых дней, старайтесь не допускать, чтобы ребенок рвал книги - это бывает, если малыша оставят с книжкой наедине. Ребенка необходимо учить пользоваться книгой (перелистывать ее, раскладывать), "проговаривать" простые сюжеты на картинках, научить показывать по просьбе взрослого на картинке разных зверюшек и т.п.Продолжайте читать малышу короткие стихи, не забывайте петь песенки, прослушивать вместе с ребенком музыку в записи.
0 ответов
Агуша - мамы проверят
19
Акция «Одни плюсы от Агуша!»
1106