Проблемы формирования личности

25 Сентября 2011 в 11:08
0

 

Проблемы формирования личностиЗадавая детям 5-7 лет вопрос о том, кого бы они стали изображать в игре «семья», подавляющее большинство отдают предпочтение родителю того же пола, т.е. мальчики хотят быть отцами, а девочки - матерями. Тем самым приобретается необходимый опыт поведения, соответствующий полу, позволяющий более естественно и непринужденно вести себя со сверстниками. Общение же со сверстниками того же пола становится все более существенным возрастным фактором, влияющим на самооценку, уверенность в себе, настроение и жизненный тонус. Таким образом, идентификация с ролью родителя того же пола представляет собой одно из выражений процесса социализации. Именно благодаря этому мать и отец могут оказывать наибольшее влияние на детей в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта возможность часто недооценивается или сводится на нет, из-за различных проблем в семейных отношениях и личностных особенностей родителей.


В более неблагоприятной ситуации оказываются мальчики, у которых в семье недостаточна роль отца или произошла перестановка семейных ролей, когда бабушка заменяет мать, а мать - отца. Драматическая ситуация наблюдается в распавшейся семье. Если на девочек уход отца оказывает максимально травмирующее воздействие в младшем дошкольном возрасте из-за потери эмоционального контакта с ним, то для мальчиков разлука с отцом является более тяжелой в старшем дошкольном возрасте, когда отсутствует возможность для идентификации с его мужской ролью. Тогда у девочек появляется большая вероятность появления эмоциональных расстройств преимущественно истерического круга, у мальчиков - неуверенность в себе и страхи в результате чрезмерной опеки и тревожности со стороны взрослых, заменяющих отца, а также проблема в общении со сверстниками того же пола.

В другом варианте у мальчиков из неполной семьи нарастают протестные формы поведения, так как они болезненно заостренно пытаются утвердиться в мужской роли, компенсируя этим недостаток общения с отцом. Замечено стремление, обычно безуспешное, лидировать среди сверстников. Тогда то и возникает агрессивная реакция на несоответствие своим ожиданиям и требованиям. При наличии протестной и нередко агрессивной формы поведения, как правило, отсутствуют страхи, в том числе свойственные старшему дошкольному возрасту, страхи: огня и пожара. Наоборот, этих мальчиков привлекает игра со спичками, тем самым приводя в ужас матерей.

Но и в полной семье при неблагоприятных личностных особенностях родителей (например, грубости отца) ребенок может их непроизвольно усвоить, что также создаст трудности в общении со сверстниками.

Советы: Взрослому следует учитывать повышенную ранимость мальчиков, испытывающих в старшем школьном возрасте проблемы взаимоотношений с отцом или уже частично и полностью лишенных общения с ним после развода родителей. Эти мальчики болезненно переживают, когда их начинают стыдить в присутствии сверстников, указывая, что они ведут себя не так, как нужно, отстают от других, не оправдывают надежд. В подобной ситуации они чувствуют себя еще более непонятными и изолированными, становятся робкими и нерешительными или начинают «вредничать» - делать все наперекор, вызывая негативное отношение к себе и вместе с тем утверждаясь в способности вести себя как «настоящие» мальчишки.

Если дисциплинарные меры оказывают временный или отрицательный эффект, то более заметный результат достигается от похвалы за успехи, которые всегда можно найти при желании. Действенными оказываются и вовлечение ребенка в коллективную игру с предоставлением главных ролей. К тому же ощутимых результатов в повышении уверенности у мальчиков достигают воспитатели-мужчины. Сходный эффект дают занятия в спортивных секциях, где всегда есть сверстники, объединенные общей целью, и тренер мужчина (бокс, карате, бассейн, футбольные секции).

0 ответов
Агуша - мамы проверят
19
Акция «Одни плюсы от Агуша!»
1106