Кризис первого года жизни

03 Февраля 2012 в 01:01
0

Мы часто сталкиваемся с понятиями «кризис», «возрастной кризис», «переходный возраст», и зачастую эти понятия вызывают у нас тревогу, опасения. Родители пытаются сделать все возможное, что бы ребенок избежал в своем развитии «возрастного кризиса».

Давайте постараемся разобраться, что такое «возрастные кризисы», а в частности кризис первого года жизни. Хорошо это или плохо? Можно ли избежать кризиса? Что происходит с ребенком в этот период?

В первый год жизни малыш проходит множество этапов развития. Ребенок учится переворачиваться, затем сидеть, ползать, и, наконец, ходить. И вот когда ваш ребенок сделал первые самостоятельные шаги, когда пространство вокруг не ограничивается кроваткой, коляской, манежем, ребенок может самостоятельно дойти и взять интересующий его предмет, именно в этот момент могут появиться сложности.

Малышу интересно все, что окружает его, он с радостью потянет на себя скатерть со стола, будет изучать пальчиками розетку, схватит со стола чашку, залезет в шкафчик и вытянет оттуда все вещи. Родителям необходимо сделать пространство вокруг малыша безопасным. Взрослые вынуждены убирать острые предметы, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Однако, это не самая большая сложность в этот период. Проблема появляется, когда ребенок понимает, что не все его желания выполнимы, потому что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим.

Существует ряд характерных черт для кризиса первого года жизни:

повышенная эмоциональная возбудимость, капризность;резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;повышенная чувствительность к замечаниям - в ответ следуют обида, недовольство, агрессия;противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.непослушание и упрямство;гипертрофированная привязанность к маме.

Что же делать родителям годовалого малыша, которые заметили признаки кризиса?

Взрослым необходимо понять, что кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии. Происходит переход на качественно новый этап. Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Кризис первого года жизни для малыша чрезвычайно важен, он растет, развивается, и ему нужна поддержка, которую обеспечить могут только родители. Наберитесь терпения, сохраняйте спокойствие, это только начало, впереди еще много различных этапов развития и кризисных моментов.

Взрослым, необходимо выработать систему запретов – табу. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. К году ребенок уже понимает смысл слов «нельзя» и «можно». Запретов не должно быть много, табу – это то, что представляет угрозу для жизни. Нельзя трогать розетки, даже если в них стоят заглушки. Однажды, вы можете забыть поставить заглушку, а малыш не забудет проверить ее своим пальчиком. Нельзя включать газ. Нельзя играть острыми предметами (нож, ножницы, вилка и пр.).

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью. Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, легче настаивать на запретах. Родителям  малыша, необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним.

Еще одним ценным и важным качеством, которое должно проявиться у родителей в период кризиса первого года жизни малыша - спокойствие и терпение.  И научившись сдерживать себя,  вы сможете избежать детских истерик, которыми  ребенок пытается выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение и плач, непослушание, отказ подчиняться правилам – это способ «высказать» свое мнение.

Чаще всего появление сильных эмоциональных реакций у ребенка связано со стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня «можно», а завтра «нельзя» или можно при бабушке, а при папе — ни в коем случае. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.

И в заключении, родителям надо понять важнейшее: ребенок даже в этом возрасте - это уже человек, со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их понятными нам словами. И если уделять больше времени тому, чтобы понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, с меньшими эмоциональными потерями, как со стороны ребенка, так и со стороны родителей.

0 ответов
Агуша - мамы проверят
19
Акция «Одни плюсы от Агуша!»
1106