Что называют ранним развитием, полезно ли оно, в чем состоят самые популярные методики, чем руководствоваться при выборе подхода для своего ребенка, как понять, что он готов к раннему развитию. Надеемся, вы уже познакомились с методиками раннего развития Марии Монтессори и Никитиных, а также узнали о вальдорфской педагогике — обо всем этом мы рассказываем в первой части статьи. Давайте изучим и другие методики развития детей раннего возраста:
Основоположником идеи интенсивного физического и интеллектуального развития в чистом виде является американский врач-физиотерапевт Гленн Доман. Разработанная им методика раннего развития проросла из его программы реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. Ему принадлежит идея интенсивной стимуляции внешними раздражителями головного мозга, способствующей тому, что непораженные клетки этого органа берут на себя функцию пораженных и обеспечивают нормальное когнитивное (познавательное) и физическое развитие детей раннего возраста.
Доман придумал показывать младенцам карточки с картинками, поначалу — с точками, позже — с изображениями предметов и явлений окружающего мира. Помимо этого, с детьми занимались специальной гимнастикой, стимулируя их двигательную активность. Интенсивность занятий увеличивалась, вместе с ней росли успехи детей, которые довольно быстро показывали отличные результаты в физическом и интеллектуальном развитии, обгоняя своих здоровых сверстников.
Дети с раннего возраста отрабатывают упражнения на тренировку вестибулярного аппарата, хваты, висы, кувырки, преодолевают различные препятствия, карабкаются, прыгают, приседают, лазают по канату и деревьям и делают многое другое. Невероятно, но факт: те, кто справляются с таким объемом разнообразной физической нагрузки, уже к возрасту 2, 3, 4 лет прекрасно плавают, скачут на лошадях и выполняют сложные элементы на гимнастических снарядах. В нашей стране широкое хождение получила динамическая гимнастика, элементы которой пришли в том числе и из системы Домана.
Гленн Доман делает серьезный упор на физическую активность ребенка, и ожидания взрослых оказываются оправданы в ближайшей перспективе. Дети, родители которых занимались с ними динамической гимнастикой и другими упражнениями для вестибулярного аппарата, действительно демонстрируют хорошую координацию движений, им легко даются любые физические навыки, они не боятся осваивать новые виды двигательной активности, чувствуют собственное тело, доверяют своим чувствам. Довольно неплохая база для хорошей самооценки, не правда ли?
В век, когда благодаря цифровым технологиям информация может быть получена в течение считаных секунд, память на факты теряет свою ценность в сравнении со способностью быстро и грамотно анализировать информацию, а для этого ребенка нужно учить размышлять над тем, что он узнаёт, искать причинно-следственные связи и создавать новые смыслы. Механистически натренированный мозг на это не способен.
Сесиль Лупан не имеет отношения к сообществу психологов, педагогов или детских врачей. В прошлом актриса, после рождения дочерей она целиком посвятила себя их воспитанию. Теперь Сесиль лектор, просветитель и автор книги «Поверь в свое дитя».
В книге подробно разбираются конкретные упражнения и виды игр с малышом на развитие двигательной активности. Вслед за Доманом Лупан рассматривает физические упражнения как основу интеллектуального развития ребенка. Также она изучает игры для обучения чтению, письму, логике, счету, музыке, рисованию, истории, географии, иностранным языкам и плаванию.
Когда-то Сесиль Лупан посетила семинар Гленна Домана, вдохновилась и решила использовать его методику в развивающих занятиях со своей старшей дочерью. Опытным путем было установлено, что дети все-таки разные, и, если ребенок не проявляет выраженного интереса к определенному виду деятельности или упражнению, настойчивость взрослого тут не лучший помощник.
Раннее развитие ребенка для Сесиль Лупан не самоцель, она не рассказывает, как воспитывать и интенсивно обучать малыша, а делится философией, объясняющей, как наполненно с ребенком жить. Свое чадо она считает не «чистым листом», но личностью, задачей которой является найти себя в этом мире, выразив саму свою сущность, а не приспособиться к нему, отточив в себе те или иные востребованные социумом характеристики.
Тем не менее упражнений и советов по изготовлению дидактического материала в книге хватает. Немало потребуется и усилий со стороны родителей, если они решатся слепо следовать всем рекомендациям. Впрочем, это относится к любой методике, если брать ее на вооружение в чистом виде.
По Сесиль Лупан, ребенку нужна информация. Каждый день, понемногу, обо всем на свете: вкусы, звуки, запахи, явления природы, тактильные ощущения, сенсомоторный опыт, животные на картинках в книжках и вживую — все для того, чтобы мозг привыкал воспринимать информацию, обрабатывать ее, анализировать и запоминать.
Но только та информация не пройдет мимо малыша, которая ему интересна, которая затронула такие каналы восприятия, что не могла не отозваться восхищением и любопытством.
В отличие от Гленна Домана, Сесиль Лупан не сосредоточивается только на визуальном канале передачи информации, а дополняет его другими, затрагивающими все органы чувств: слух, вкус, обоняние, осязание.
Как именно развивать малыша по методу Сесиль Лупан:
Огромное значение Сесиль Лупан придает формированию речевых навыков.
В знакомстве с предметом Лупан предлагает задействовать максимальное число органов чувств: потрогать, понюхать, четко произнести его название, рассказать о его назначении и, если это возможно, увидеть его в деле.
Ценно у Лупан и то, что она лишний раз акцентирует внимание на важности эмоционального и телесного контакта матери и ребенка: свободное выражение чувств, поцелуи, объятия, поглаживания — основа формирования у крохи принятия самого себя, любви к себе, хорошей самооценки.
Какие педагогические принципы можно вывести из методики Сесиль Лупан?
Философия Сесиль Лупан гармонична и близка любому родителю. Она считает, что ребенок не объект экспериментов, не пустой сосуд, требующий безразборного заполнения энциклопедическими знаниями, а окно в другой мир, в котором жить в гармонии можно, только настроившись на ту же волну. Это и есть отправная точка для взрослого, исповедующего осознанное родительство.
Прислушиваться к своему ребенку, идти за ним, следовать его интересам и познавательным порывам, сначала опустившись на его уровень, а потом начав с ним совместное восхождение к вершинам человеческого разума, — такова траектория родительского участия в воспитании и развитии ребенка, по Сесиль Лупан.
Николай Зайцев, переводчик по профессии, начинал свою трудовую деятельность с преподавания взрослым русского языка как иностранного. В скором времени у него начал вырабатываться свой метод быстрого обучения языку — наглядный, простой, без обилия правил.
Затем Зайцев попытался применить свои наработки, занимаясь со школьниками, но этот возраст оказался невосприимчивым к его методу. Наконец, педагог переключился на самых младших детей — от 1,5 лет — и неожиданно заметно преуспел. Годовалые малыши начинали говорить, а младшие дошкольники — читать уже после нескольких занятий. Так пособия Зайцева, быстро обучающие чтению и счету, были взяты на вооружение педагогами и родителями.
Помимо усвоения навыков чтения и счета, играя с пособиями Зайцева, малыши тренируют мелкую моторику, память, внимание, развивают речь, учатся самоконтролю.
По мнению педагогов и психологов, этот метод более всего подходит детям с выраженным творческим началом, а тем, кто его не имеет, позволяет развить образное мышление и музыкальный слух.
Мы познакомили вас с самыми распространенными и любимыми педагогами и родителями методиками раннего развития. Они отличаются друг от друга — рассчитаны на разный стартовый возраст, ставят перед детьми разные задачи. Но все они объединены одной целью — помочь ребенку раньше и проще начать ориентироваться в мире, искать ответы и не бояться новых задач.
Как же выбрать методику, которая подойдет именно вам?
Важно понять, что вы, как родитель и педагог своего малыша, берете на себя ответственность за его воспитание и обучение. И все ваши дальнейшие действия строятся на основе ясного понимания вами своих задач и возможностей. Соизмеряйте собственные желания и силы, иначе можно не получить ожидаемого эффекта.
Прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо для себя понять, какую задачу вы ставите перед ним и перед собой и каких результатов ожидаете.
Скорее всего, первым заговорит ваш разум. Вы захотите, чтобы малыш вырос смышленым, легко учился, самостоятельно справлялся с любыми образовательными задачами, бегло читал и отлично считал, писал стихи, музицировал, рисовал, был в числе первых в своей спортивной секции, выигрывал городские конкурсы, олимпиады и т. д.
Кому бы не хотелось такого «легкого» ребенка, тешащего родительское самолюбие и удовлетворяющего нереализованные амбиции мамы и папы.
Разве что самого ребенка за всеми этими достижениями не видно. Поэтому, не выкидывая все вышеперечисленное из головы, а лишь на время приглушая свои мысли, которые во многом появились под воздействием социальных стереотипов, обратимся к области чувственного.
Представьте себе своего ребенка через 3, 5, 10, 20 лет. Каким вы его видите? Что он умеет делать? Он счастлив? Как выглядит ваш совместно прожитый день? Чем наполнено ваше с ним общение? Какая вы семья?
Оживите картинку, наполните ее звуками, светом, эмоциями — любыми деталями из реального опыта.
А теперь обратитесь к тому рациональному, которое вы на время в себе отключили. И постарайтесь получить от него ответ: какие знания и навыки позволят вашему крохе стать тем, кем вы его увидели, — умелым, счастливым, довольным человеком?
Это упражнение поможет вам выстроить ориентиры и приоритеты не только в занятиях с ребенком, но и в воспитании в целом.
Как выбрать методику детского развития?
1. Важно понять, какие навыки вы хотите развивать.
Возьмем для примера чтение.
2. Созревание психики. Будем помнить, что навыки начинают усваиваться тогда, когда для этого созревает психика (те самые сенситивные периоды развития), но будет нечему усваиваться, если не создавать условий.
Поэтому главный вопрос не в том, какую методику развития выбирать для конкретного возрастного этапа, а в том, как строить сам процесс обучения ребенка чему-то новому. И ответ здесь простой: постоянно, через игру и в удовольствие. И специально для мам-отличниц: не рассчитывать на быстрый результат и не ждать от ребенка отдачи от «вложений».
Так что если не ждать быстрых результатов и использовать ту или иную методику как общеразвивающий инструмент (а во всех пособиях, созданных для этих методик, такая опция заложена), то возрастных ограничений практически нет. Будьте чуткими к реакциям вашего ребенка: он вам подскажет, что ему интересно, в каком направлении ему хочется двигаться, что он готов начать осваивать, а что нет. Если малыш игнорирует конкретную игрушку (кубики, пазл, головоломку, сортер) или даже капризничает, отложите ее на время и вернитесь к ней позже. Но оставьте предмет в поле зрения ребенка и в свободном доступе. В какой-то момент интерес к этой игрушке может пробудиться сам, без вашего активного участия. В этом и есть смысл развивающей среды.
Однако некоторая психофизиологическая незрелость центральной нервной системы (включая мозг) и мышц для четкого применения на практике тех или иных навыков, а также неготовность усваивать материал, если не закреплен предыдущий по сложности, все-таки существует. Бесполезно учить малыша прыгать на одной ноге, если он с трудом может удерживать равновесие, просто стоя на ней. Не будет результатов в запоминании таблицы умножения по пособиям Зайцева, если у ребенка не сформировалось понятие состава числа. Это, конечно, надо помнить. Все постепенно. От простого к сложному. Понемногу. Каждый день. И с радостью!
Подробно о том, как развивать малыша в год, каким должно быть развитие ребенка в 2 года, что он должен уметь в 3 года, какие двигательные и познавательные навыки дети демонстрируют в 4 года, мы говорим в статьях «Первый год жизни ребенка — этапы развития», «После 2 лет. Здоровье и развитие малыша» и «После 3 лет. Здоровье и развитие малыша».
Несколько простых правил не оставят места вашим сомнениям:
В заключение поговорим немного о том, что такое развивающая среда и как ее создать.
Все авторы методик говорят о богатой развивающей среде. Детали могут различаться (сравните в этом отношении вальдорфскую педагогическую систему и методику Домана), но общей всегда является идея о том, что в окружающей ребенка среде должно быть достаточно внешних раздражителей, стимулирующих его познавательный интерес, поисковую активность, желание исследовать мир, получать о нем все новые и новые сведения, учиться управлять им.
С тем, какими игрушками с высоким развивающим потенциалом наполнить свой дом, вы можете познакомиться в наших статьях «Путеводитель по игрушкам», «Мелкая моторика: развитие с рождения», «Развитие речи с рождения и до 4 лет», «Упражнения для развития речи» и др.
Здесь мы ограничимся только общими рекомендациями. Как сделать среду по-настоящему развивающей, что она должна в себе заключать, чтобы быть таковой?
Как конкретно будет реализован каждый из перечисленных элементов, зависит только от вас. При этом важно помнить, что среда не самоцель, она создается для вашей совместной с ребенком жизни. По сути, богатая развивающая среда — это ваша проявляющаяся в конкретных объектах и предметах любовь к своему чаду, ваше желание открыть для него мир, показать его красоту и многообразие, передать свое понимание безграничности возможностей по реализации естественного интереса к жизни.
Не бойтесь демонстрировать свою любовь, не бойтесь делать ошибки (они все равно будут), менять методики, свои взгляды на воспитание и развитие. Не бойтесь чувствовать себя иногда уставшими, сомневаться в своих родительских способностях, не стремитесь показывать ребенку только глянцевую обложку себя.
Признание родителями своих просчетов, несовершенства и взрослая (без истерик) демонстрация этого ребенку — необходимый духовный опыт для малыша и такой же обязательный элемент развивающей среды. В этом тоже есть развитие — и ребенка, и ваше личное. Оно не заканчивается с началом школьного этапа, с поступлением в вуз, с получением желаемой работы или с появлением первых внуков. Развитие продолжается ровно столько, сколько длится жизнь. Творите, развивайтесь, радуйтесь жизни сами и учите этому вашего ребенка!
Идеальной пищей для грудного ребенка является молоко матери, продолжайте грудное вскармливание максимально возможное время. Всемирная организация здравоохранения рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев и последующее введение прикорма при продолжении грудного вскармливания. Продолжайте грудное вскармливание как можно дольше после введения прикорма. Для принятия решения о сроках и способе введения прикорма в рацион ребенка необходима консультация специалиста.