Содержание

Развитие ребенка в три года

Развитие ребенка в три года

Когда ребенку исполняется 1 год, некоторые родители думают, что он уже большой и может питаться с «общего стола». Однако нужно понимать, что у взрослого человека деятельность всех органов и систем, в том числе пищеварительной, уже сформирована. А ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет еще продолжает интенсивно расти и развиваться.

Развитие внутренних органов малыша

В возрасте от 1 до 3 лет ребенок вырастает на 18 – 20 см, прибавляет в массе тела 3 – 4 кг. Идет формирование и дифференцировка всех органов и систем. Совершенствуется центральная нервная система, формируется структура мозга, мышление, речь, познавательная деятельность. Ребенок активно изучает мир и развивается эмоционально.

Также значительные изменения происходят с органами пищеварения: начинает постепенно функционировать соко- и ферментовыделительная система желудка, осуществляющая переваривание пищи. Эти изменения позволяют расширить ассортимент блюд различной консистенции, так как увеличивается емкость желудка — до 400 мл, тогда как у взрослого она составляет 1,5 – 2,5 л.

Рост зубов и косточек

У малыша появляется уже 20 молочных зубов, в том числе коренные, которые позволяют ему как следует откусывать и пережевывать пищу. Развиваются вкусовые ощущения. Данный возраст критичен для формирования пищевого поведения и регуляции аппетита. В этот период наблюдаются более частые отказы от еды и употребление пищи в мелких порциях (так называемые малоежки). Нередко кроха категорически не принимает новые продукты: ему могут не нравиться их вид, консистенция, вкус, запах. Если отказ от определенных продуктов затягивается, это может повлиять на обеспеченность организма ребенка основными питательными веществами.

Формируется костно-мышечная система, продолжается дальнейший рост, поддержание тела в вертикальном положении, сохраняется высокая двигательная активность (бег, подвижные игры), развивается мелкая моторика. Все это влечет большие расходы энергии, которая может быть восполнена «извне», то есть с пищей: белками, жирами, углеводами, минеральными веществами и витаминами. Для того, чтобы малыш регулярно получал необходимые питательные вещества и энергию, нужно обеспечить ему разнообразный рацион со всеми возможными продуктами прикорма.

Проблемы, связанные с нарушением питания

Согласно «Национальной программе оптимизации питания детей от года до трех лет в Российской Федерации», принятой в 2015 году, установлено, что широкое распространение имеют отклонения от основных принципов рационального питания:

  • Недостаточное потребление фруктов и овощей отмечается у 70,9% детей второго года жизни и у 65,9% — третьего года;
  • Мясные блюда, включая птицу, (не менее 7 раз в неделю) получают только 48 % малышей второго года жизни и 56% детей третьего года;
  • Среднее потребление молочной продукции составляет около 350 мл вместо 500 мл, которые полагаются по возрасту. Такое количество молочных продуктов удовлетворяет потребность в кальции лишь наполовину (54%). Все это может привести к замедлению роста, рахиту, дальнейшему развитию остеопороза;
  • Недостаточное потребление железа составляет в среднем 37%, что ведет к анемии (малокровию);
  • Почти 80% детей не обеспечены витамином С, играющим огромную роль в устойчивости организма к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды;
  • При ограниченном употреблении белковосодержащей пищи (молочные, мясные продукты, рыба, яйцо) может наблюдаться задержка в развитии, снижение защитных сил организма, замедление роста.

В питании детей рекомендуется использовать специальные детские продукты прикорма, поскольку они соответствуют требованиям безопасности и пищевой ценности, способны удовлетворить потребности малыша в энергии и нутриентах, обеспечивая тем самым его нормальный рост и развитие.

Список использованной литературы

  1. Тарабарина Т. И. Детское питание от 0 до 3 лет. Москва: Издательство «АСТ», 2014.
  2. Ладодо К. С., Дружинина Л. В. Детское питание от 0 до 7 лет. Москва: Издательство «Эскимо», 2013.
  3. Макнамара Дебора. Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а маленькие дети растят взрослых. Москва: Издательство «Ресурс», 2016.