Содержание

Методики раннего развития детей: вальдорфская педагогика

Методики раннего развития детей: вальдорфская педагогика

Что называется ранним развитием, нужно ли оно, самые популярные методики раннего развития, чем руководствоваться в выборе подхода, как понять, что малыш готов к занятиям, каковы аргументы противников и сторонников этого направления.

Что такое раннее развитие ребенка


Раннее развитие — это интенсивное обучение в младенческом возрасте (до 3 лет). В наши дни создано так много обучающих центров и школ раннего развития детей, что разобраться в том, какую методику выбрать для своего малыша и нужно ли это делать, не так просто.

Давайте узнаем, какие аргументы выдвигают сторонники и противники идеи раннего развития.

Чем вредно раннее развитие

  1. Раннее обучение может нарушить ход естественного развития ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями и темпами, заложенными природой.

  2. Некоторые методики могут привести к возникновению привычки пассивно воспринимать факты.

  3. В ходе работы, направленной на формирование и совершенствование интеллектуальных навыков, недостаточное внимание может быть уделено физическому, эмоциональному, творческому и социальному развитию.

  4. Применение подобных подходов связано с высокими временными, энергетическими и финансовыми затратами родителей.

Чтобы избежать вредного воздействия упомянутых методик, важно понимать, что нужно развивать только те навыки, которые соответствуют возрасту. Необходим баланс. Если действовать «на опережение», это может привести к тому, что, хотя какие-то навыки и станут лучше, в других областях развитие ребенка затормозится.

Чем полезно раннее развитие для детей


Многие знакомы с нашумевшей книгой японского писателя Масару Ибуки «После трех уже поздно». Психология развития доказала существование так называемых сенситивных периодов в формировании психики ребенка (таких, когда она особенно восприимчива к внешним воздействиям), и самый важный из них — первые 3 года.

Методики раннего развития нацелены на то, чтобы не упустить самое благодатное для формирования и совершенствования психики время. Конечно, для этого не обязательно применять такие подходы — важно, прежде всего, знать, какие процессы происходят в развитии ребенка, и поддерживать их.

Начав как можно раньше заниматься с малышом, всесторонне его развивая, родитель получает возможность разглядеть способности ребенка к той или иной деятельности и дать им раскрыться.

  1. Не нужно развивать только интеллект. Обучение может сопровождать любую деятельность: прогулки на природе, приготовление еды, наведение порядка в доме, сюжетно-ролевые игры, прослушивание музыки, рисование, рукоделие и т. д.

  2. Одно из основных правил всех методик раннего развития — обучение в игре, в комфортной эмоциональной атмосфере, без насилия. Взрослый в этом случае лишь сопровождает ребенка, оказывая ему помощь и поддержку.

  3. Форсированное развитие, идущее вразрез с психофизиологической готовностью ребенка к освоению тех или иных навыков, не цель обсуждаемых нами методик, а фанатизм родителей, неправильно понявших саму концепцию.

  4. Глобальная задача раннего развития — удовлетворять природную потребность ребенка в познании мира через содержательное общение с заботящимися о нем взрослыми и знакомиться с природной, предметной, понятийной и социальной средой.

Мы расскажем о некоторых распространенных методиках раннего развития, чтобы вы, увидев главную идею, заложенную в каждой из них, могли понять суть дискуссии и сформировать собственный взгляд на сам принцип этого педагогического направления.

Основные методики раннего развития 


Если говорить обо всем пространстве методик и материалах, рассчитанных на ранний период развития, воспитания и обучения, то чаще всего в сознании просвещенной публики всплывают следующие:

  • система Марии Монтессори;

  • вальдорфская педагогика Штайнера;

  • интеллектуальные игры Никитина;

  • карточки Гленна Домана;

  • метод Сесиль Лупан;

  • кубики Зайцева.

В этой статье мы расскажем о первых трех подходах. О других читайте здесь.

Когда говорят о раннем развитии, упоминают также:

  • иностранный язык с рождения; 

  • метод воспитания талантов Синъити Судзуки; 

  • родительский опыт многодетной мамы Лены Даниловой;

  • Масару Ибуку и его книгу «После трех уже поздно»;

  • энциклопедии Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш от рождения до 2 лет» и «Воспитание ребенка от рождения до 10 лет»;

  • «Воспитание без принуждения» Томаса Фелана и «Как вырастить ребенка счастливым» Жан Ледлофф;

  • палочки Кюизенера;

  • логические блоки Дьенеша;

  • развивающие игры Воскобовича;

  • обучение чтению по Павлу Тюленеву;

  • и много-много других прекрасных книг и пособий, не всегда претендующих на системный подход, но дающих полезные подсказки для конкретных жизненных, воспитательных и образовательных ситуаций. Когда-то был еще доктор Бенджамин Спок. Но больше мы его упоминать не будем, потому что научно доказано, что его методы воспитания наносят вред детям.

Как видите, запутаться в этом смешении подходов, пособий и концепций нетрудно. Давайте разбираться! Мы остановимся на самых важных системах и методиках, изменивших ландшафт педагогики развития и обучения детей за прошедшие сто лет.

Система Марии Монтессори

Пожалуй, имя, с которым в первую очередь ассоциируется понятие раннего развития, — это Мария Монтессори. Ее методика, основанная на принципе «помоги мне сделать это самому», пробуждает в детях естественное желание удовлетворять природный познавательный интерес через действие и манипуляции с предметами среды в атмосфере свободного выбора и самоопределения.

  • Мария Монтессори — ученый, детский врач, педагог и мыслитель-гуманист XX века итальянского происхождения. Начав свою педагогическую деятельность с работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, и получив феноменальные результаты (ее воспитанники научились читать, считать и писать раньше своих сверстников без когнитивных нарушений), Мария Монтессори решается внедрить свои наработки в общепедагогическую практику.

  • Вскоре система обучения Марии Монтессори получила всемирное признание и является широко востребованной педагогами и родителями уже более ста лет. Принципы этой концепции лежат в основе педагогической деятельности детских учреждений — садиков, школ, образовательных центров — по всему миру, в том числе и в нашей стране.

  • Методика Марии Монтессори строится на понимании природы ребенка как любознательного исследователя, имеющего свои индивидуальные особенности в том, что касается предмета интереса и темпов познания окружающей действительности, осуществляющего свободный выбор и несущего за свои слова и поступки личную ответственность.

  • Ребенок, осваивая окружающую его предметную среду, приобретает навыки социального взаимодействия, самообслуживания, поддержания порядка и чистоты, овладевает конкретными видами деятельности (приготовление еды, глажка белья, стирка), развивает такие качества, как терпение, настойчивость, получает базовые представления о месте и функции предметов в быту, учится сопоставлять их по различным параметрам, тренирует память, внимание, мелкую моторику, речь.

Объектом исследований ребенка становится не дающая быстрых и однозначных ответов на познавательный интерес предметная среда, в которой он существует. Окружающая действительность, богатая на стимулы, не только инициирует любопытство само по себе, но и постоянно подпитывает его. Этому способствуют особый рабочий материал и методические пособия, предполагающие множественность вариантов взаимодействия с ними.

В качестве методических пособий и инструментов выступают Монтессори-материалы:

  • комплекты кубиков, цилиндров и других объемных геометрических фигур;

  • лабиринты;

  • рамки-вкладыши;

  • шнуровки;

  • наборы для пальчиковых игр и творческих занятий.

Все выполнено из экологически чистых материалов, по возможности из дерева. Сконструированы они так, что ошибки при манипуляциях с предметами видны ребенку сразу. Самоконтроль — один из важнейших развивающих элементов системы.

Монтессори-материалом могут становиться и любые подручные средства: банки с крышками, коробки, застежки, прищепки, природный материал (шишки, камешки, песок), небьющаяся посуда, бытовые мелочи, продукты (крупы, макароны, бобы).

На каких принципах строится работа с ребенком и самого малыша — с Монтессори-средой?

Основные принципы подхода Монтессори


  • развивающая предметная среда (Монтессори-среда);

  • зоны интереса в обучающем пространстве;

  • свобода доступа к рабочему материалу;

  • разновозрастные группы;

  • отсутствие «уроков»;

  • недопустимость насилия над ребенком;

  • индивидуальный подход;

  • взрослый — не учитель, а проводник в окружающий мир;

  • свобода выбора и действий в реализации познавательного интереса;

  • самостоятельная игра ребенка;

  • отсутствие соревновательности;

  • запрет на «нельзя» и «молодец»;

  • уважение к свободе и правам других;

  • ответственность за себя и свои поступки.

Поскольку в системе предполагается свобода познания и действий, ребенок исследует предметную среду самостоятельно, без руководства со стороны старших и в тех объемах, к которым он интеллектуально и психоэмоционально готов. Вмешательство взрослого может быть разным, но ненавязчивым, в виде косвенных подсказок и создания условий для того, чтобы юный исследователь самостоятельно обучался и познавал окружающий мир.

Что нужно делать родителям в рамках подхода

Отсюда и главные задачи родителя или воспитателя, занимающегося с ребенком по системе Марии Монтессори:

  • создавать развивающую предметную и социальную среду — ребенка учит то, что его окружает;

  • не мешать свободному познавательному самовыражению малыша, уважать его выбор, промахи и победы;

  • в случае необходимости помогать сосредоточиться на задаче, проявлять последовательность и настойчивость в достижении цели, подбадривать, хвалить.

Во взаимодействии с ребенком взрослому следует воздерживаться от выдачи готовых решений и прямого режиссирования игры: ведущий здесь всегда воспитанник и его познавательный интерес.

Существуют обязательные для исполнения нормы взаимодействия детей друг с другом: нужно учиться договариваться не только о правилах совместной игры, но и об очередности обладания игрушкой, если дети одновременно претендуют на один и тот же предмет и хотят играть с ним в одиночку.

Есть и дисциплинарные ритуалы: привести место игры в порядок и убрать рабочий материал на полку, не вмешиваться в игры других, при необходимости спокойно просить о помощи и обязательно благодарить за нее впоследствии.

Перенеся в домашний быт принципы педагогики Марии Монтессори, родители включают ребенка в хозяйственную жизнь семьи, предоставляя ему право убираться в детской комнате, поддерживать в порядке свои вещи и игрушки, помогать наводить чистоту во всем доме, готовить еду, мыть и вытирать посуду, стирать и развешивать белье, следить за домашними животными, ухаживать за растениями.

Что такое Монтессори-среда

Что делать, если у вас нет возможности отдать ребенка в Монтессори-сад? Организовать в домашних условиях полноценную Монтессори-среду непросто, но еще важнее наличия специальных пособий — присутствие обученного взрослого.

Главное, чтобы при организации занятий в Монтессори-среде ребенок имел возможность самостоятельно выбирать зону интереса, пособия, с которыми будет работать, и время, когда ему удобно это делать (разумеется, не вместо дневного сна, если в нем есть потребность).

Пространство, в котором организована Монтессори-среда, в классическом варианте поделено на зоны.

  • Зона практической жизни: здесь ребенок развивает навыки обслуживания себя и других (моет, стирает, убирает, гладит, готовит). В доме в этой зоне могут стоять детская кухня с посудой, детская бытовая техника, мебель и одежда для кукол, тематические наборы (инструменты, чемоданчик доктора), застежки, шнуровки.

  • Зона языкового развития, где дети учатся чтению и письму. Расположите здесь пособия по обучению этим навыкам, книги, аудиодиски, лото, мозаики, пазлы, магнитную доску с буквами.

  • Зона сенсорного развития: здесь ребенок с помощью рабочего материала учится развивать тактильные ощущения и обогащать свой сенсорный опыт — зрение, слух, обоняние. Следовательно, в этой зоне можно разместить музыкальные игрушки, конструкторы, кубики, пирамидки, рамки-вкладыши, сортеры, конструкторы, емкости и подушечки с различными наполнителями, книжки-шуршалки, пазлы.

  • Зона естественнонаучного развития: приборы для опытов и пособия по освоению базовых знаний из области анатомии (3D-модели тела животных, человека), биологии (микроскоп), физики, географии (глобус), химии, астрономии (карта неба, телескоп), тематические лото.

  • Зона математического развития: игрушки, позволяющие ребенку осваивать понятие формы, размера и количества (кубики, блоки из конструктора, пособия по обучению счету, счетные палочки, плакаты с цифрами, головоломки, лото, пазлы, магнитная доска с цифрами).

Вдобавок к тем, что были разработаны самой Марией Монтессори, вы можете организовать в своем пространстве и другие тематические зоны.

  • Зона творческого развития: краски, карандаши, мелки, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, кисточки, альбом, материалы для лепки.

  • Зона физического развития, где ребенок тренирует крупную моторику, учится ловкости, координации движений и равновесию. Поставьте спортивный комплекс или разместите отдельные спортивно-развлекательные снаряды (горки, тоннели, шведскую стенку, мячи, кегли, обруч, батут).

Причина, по которой эти зоны не были включены Марией Монтессори в ее систему, проста: основательница метода считала творческие и физические занятия бесполезными для интеллектуального развития. Не будем забывать, что основы своей педагогической концепции Мария Монтессори разработала, отталкиваясь от желания удовлетворить нужды умственно отсталых детей в обучении и развитии, чего они были в начале XX века лишены. Поэтому упора на тренировку крупной моторики и формирование творческого начала в ту пору в методике не было. В современных детских учреждениях, работающих по системе Монтессори, тем не менее обязательно есть спортивный уголок и зона для творчества.

  1. Количество, тематическая направленность и наполнение зон зависят исключительно от вашего воображения, площади помещения и финансовых ресурсов. Для игрушек и пособий есть только одно требование: предмет должен предоставлять возможность выбора способов манипуляции с ним и быть в свободном доступе. Например, кубики можно использовать в конструировании, в обучении чтению и счету (если на них нанесены буквы и цифры), формировании представлений о цвете, форме, размере и количестве и т. д.

  2. Игрушкам с нулевым познавательным потенциалом (пистолет, музыкальная панель с предустановленными мелодиями и другие им подобные) в Монтессори-среде не место. Вопрос о необходимости таких предметов развлечения для своего ребенка каждый родитель, конечно, решает сам, но уже не в рамках данной системы.

  3. И конечно, важно, чтобы все пособия и рабочий материал располагались на открытых полках (в шкафах, стеллажах, комодах) на высоте не выше уровня глаз ребенка.

  4. Как мы видим, в системе Монтессори есть здравые принципы и правила, которые можно внедрить у себя дома в играх с предметами (не только Монтессори-материалами), а также в общении детей и взрослых. Уважение к другому, его правам, свободам, его способам и методам взаимодействия со средой, результатам его труда — подобные социальные навыки сослужат хорошую службу ребенку, когда он подрастет и встанет перед серьезными интеллектуальными, социальными и профессиональными задачами.

Однако надо иметь в виду, что у методики есть свои ограничения. Помимо квадратных метров и финансов, которые уходят на организацию Монтессори-среды, не стоит забывать еще и о психологическом аспекте.

Если говорить о дошкольных учреждениях, то не всякий темперамент подходит для помещения ребенка в детский сад, работающий по классическим принципам системы Марии Монтессори. Так, шумным, подвижным детям будет сложно следовать некоторым правилам и дисциплинарным порядкам, а замкнутые малыши могут еще больше уйти в себя.

Ну а дома — никаких ограничений! Только ваше свободное время, воля, разумное терпение и готовность не вмешиваться в процесс познания мира ребенком.

Вальдорфская педагогика


Рудольф Штайнер, родоначальник вальдорфской системы обучения, в начале XX века открыл в Германии школу для маленьких детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Основной задачей своей школы Штайнер видел гармоничное и ненасильственное творческое развитие личности на основе знаний об окружающем мире, обучение практическим навыкам и эстетическое воспитание. Педагогическая система Штайнера основана на концепции антропософии, но в современной реальности она выглядит как набор традиций и особенная домашняя атмосфера учреждения.

  • Задача взрослого в педагогической системе Штайнера — помочь ребенку раскрыть заложенный в нем неограниченный творческий потенциал, а не внедрять в сознание воспитанника конечный набор знаний и компетенций, готовя его к взрослой жизни. Напротив, ребенку дается возможность максимально долго оставаться ребенком, наслаждаясь радостями детства. Детство — уникальная пора в цикле жизни, которой присущи свои особенности, ценности и задачи. Пропустить этот период, заполнив его попытками соответствовать требованиям социума, — значит предать саму идею детства.

  • Поэтому в детских учреждениях вальдорфской системы ребенок помещен в центр внимания, он — главная ценность, растет и воспитывается в атмосфере непринуждения, свободного выбора рода деятельности в темпах, свойственных его темпераменту и типу личности. Единственная задача ребенка — развивать свой собственный мир, раскрываться и реализовываться через характерные для конкретного возраста ведущие виды деятельности. А для всего дошкольного периода им является игра — вначале предметная, позже сюжетно-ролевая.

  • Не будет преувеличением сразу сказать, что вальдорфская педагогика отрицает интенсивное развитие в младенческом возрасте, выступая против ранней интеллектуализации детей, так как она, по мнению Штайнера и его последователей, мешает свободному формированию эмоциональной и духовной составляющих личности ребенка.

Почему же мы решили поговорить о вальдорфской педагогике?

Действительно, в школьных учреждениях вальдорфской системы интеллектуальным развитием детей (в том числе обучением чтению, счету, письму) не занимаются до 7 – 12-летнего возраста, чтобы усвоение абстрактных дисциплин не опережало установление эмоционального и духовного мира ребенка.

  1. Обучение длится 11 лет, всю среднюю школу (8 лет) занятия ведет один педагог. Предпочтение отдается дисциплинам эстетического цикла (музыка, искусство, эвритмия) и практическим навыкам (садоводство, рукоделие). С первого класса ведется обучение двум языкам.

  2. Изучение материала (а не дисциплин, как в традиционной школе) разбито на блоки, которые длятся в среднем около месяца, с полным погружением в тему, рассматриваемую по принципу междисциплинарности с целью формировать целостный взгляд ребенка на мир.

  3. Подача материала строится таким образом, чтобы помочь ребенку не только воспринять его, но и пережить и уже на основе чувственного опыта выдвигать теории, делать умозаключения, формировать систему взглядов. Как пример — в начальных классах таблицу умножения можно усваивать под музыку, ритмичные хлопки или топанье ногами, а основы физики и инженерного дела в классах постарше могут даваться через проект строительства модели моста.

  4. В школах проводится большое количество праздников, сопровождаемых театрализованными представлениями, к которым дети основательно готовятся: репетируют, шьют костюмы, изготавливают кукол и подарки родителям.

  5. Пособий не существует, так же как и оценок, контрольных работ и экзаменов, а вместе с ними и состязательности в обучении. Руководство как учебным процессом, так и самим заведением осуществляется советом школы, состоящим из учителей, родителей и администратора, отвечающего за хозяйственную часть. Директора у учреждения нет.

Не будем углубляться в особенности школьной вальдорфской педагогики далее, общее представление вы уже получили, останемся в рамках нашего возраста. Что предлагает система Штайнера самым маленьким детям? На каких принципах строится воспитательный процесс?

Что такое вальдорфский детский сад

Дети идут в вальдорфский детский сад в 3 года и переходят из него в школу в возрасте 7 лет. Считается, что до 3 лет малыш осваивает прямохождение и речь, для чего ему нужна домашняя обстановка. После появления и закрепления в личности ребенка своего «Я» и освоения им основ сюжетно-ролевой игры он готов к детскому саду.

  • В вальдорфском детском саду нет занятий по освоению базовых знаний о родном языке, начал математики и письма. Большая часть дня отводится на так называемые свободные занятия: дети, придя утром в сад, сами выбирают, чем будут заниматься, все рабочие материалы всегда находятся в свободном доступе.

  • Рукоделие, изобразительное и прикладное искусство, пение, эвритмия (особые танцевальные движения под музыку или чтение стихов), театрализованные представления в духе народных традиций — неполный список занятий, которые мы бы назвали общеразвивающими, имея в виду, что существуют и узкодисциплинарные (начала счета, основы родного языка). Но таких здесь нет. Только творчество, творчество и творчество. Водить детей на дополнительные занятия вне стен вальдорфского садика не принято: это идет вразрез с самой идеологией штайнеровской педагогики, имеющей изрядное количество ограничений.

  • Группы разновозрастные, младшие учатся у старших и у воспитателя, который исполняет роль скорее мамы, чем преподавателя: готовит, убирает, чинит детскую одежду, шьет игрушки, вяжет.

  • Взрослый не сидит без дела, всегда чем-то занят — это служит примером для детей, которые растут с ясным пониманием того, что человек создан для творчества в любом его проявлении. Время от времени воспитатель присоединяется к играм детей, читает им сказки, часто в музыкальном сопровождении: за инструментом он сам или любой проявивший к этому интерес ребенок.

Классические игрушки: куклы, машинки, конструкторы и все остальное, заполонившее полки современных детских магазинов, — здесь отсутствуют. Вместо них используют:

  • самодельные куколки,

  • поделки из глины и дерева,

  • лоскутки материи,

  • вязаные салфетки,

  • шитые одеяльца.

Есть еще одно замечательное, позволяющее сэкономить семейный бюджет правило, которое должны соблюдать родители детей, посещающих вальдорфский детский сад: магазинных игрушек не должно быть и дома.

Много здесь и природных материалов: камней, шишек, желудей, коряг — всего, что находится во время прогулки и очаровывает детей своей естественной природной красотой, будит фантазию и подталкивает к творчеству. А прогулкам на свежем воздухе в любую погоду с подвижными и ролевыми играми здесь отдают очевидное предпочтение. Телевизора и магнитофона в вальдорфском детском саду нет.

  • Экологическое воспитание — одна из важнейших особенностей этой системы, поэтому дети ухаживают за садом и огородом, сажают деревья, выращивают злаки, травы и овощи, мастерят кормушки для птиц.

  • Ручной труд не только инструмент развития мелкой моторики и овладения полезными навыками, но и философия жизни, поэтому, помимо садоводства, все дети учатся вырезать по дереву, шить, вязать, вышивать, лепить, работать на гончарном круге и ткацком станке — все это уже в рамках школьной программы.

  • Участвуют дети и в хозяйственной жизни — в приготовлении еды, уборке помещений, наведении порядка после игры и совместной трапезы. Все это больше похоже на жизнь большой и сплоченной семьи, чем группы детского сада.

Итак, если свести все изложенное воедино, на каких принципах стоит вальдорфская педагогика?

Основные принципы вальдорфской педагогики

  • Раскрытие способностей в благоприятной атмосфере и в той деятельности, которую на данном этапе своего индивидуального развития ребенок в состоянии освоить без внутреннего сопротивления и напряжения.

  • Индивидуальный подход к ребенку на основе принципа равных возможностей: все дети имеют одинаковые шансы на реализацию своего творческого потенциала независимо от уровня интеллекта, возраста, пола, национальности или принадлежности к определенной социальной группе.

  • Максимальная поддержка любых инициатив, идущих от детей, и минимальное количество запретов, если только они не связаны с угрозой жизни, здоровью и благополучию самого ребенка и других членов сообщества, а также с целостностью окружающей среды, будь то сад или территория вокруг него (рисовать можно в альбоме — зачем делать это на стене?).

  • Самообучение через подражание: наблюдая за взрослым или старшим товарищем по группе, взаимодействуя с ними, ребенок получает пример и пищу для самостоятельного освоения предметов и понятий окружающего мира.

  • Пространство и режим дня детского сада организованы таким образом, чтобы поддерживать развитие свободной игры и свободного выбора вида деятельности: ребенок самостоятельно определяет степень своей вовлеченности в совместные занятия и игры с другими детьми.

  • Игровые виды деятельности (ролевые игры, разыгрывание сценок из мифов и сказок, спектакли, песни, танцы, потешки, прибаутки, театрализованные представления, концерты) — все в рамках национальной культуры и в духе уважения к народным традициям. На этом фоне и проходит творческое и эстетическое развитие ребенка, которое является основой всей педагогической модели.

  • Трудовое воспитание через занятия различными ремеслами: шитье, вышивание, лепка, рисование, резьба по дереву, конструирование, изготовление кукол для спектаклей.

  • Экологическое воспитание. Цель — не только забота о саде/огороде как части общей экосистемы, но и формирование представлений о циклах жизни природы и живых существ, населяющих планету. Благодаря наблюдениям за явлениями окружающей среды и посильному участию в поддержании баланса в ближайшей микроэкосистеме, ребенок самостоятельно приобретает бесценный опыт переживания единения с природой и находит свое место в мире как человек, а не как социальная единица.

Итак, мы познакомились поближе с вальдорфской педагогикой. Учитывая, что раннее развитие эта система отвергает, никаких конкретных методик воспитания для самостоятельного использования в домашних условиях она предложить не может.

Но сам подход, который лежит в ее основе, можно взять на вооружение современному родителю, придерживающемуся спокойного и взвешенного отношения к жизни.

Общий подход к воспитанию и некоторые принципы штайнеровской педагогики, несомненно, найдут своих почитателей. Уважение личности человека с момента рождения, атмосфера непринуждения, предоставление ребенку возможности развиваться в своих индивидуальных темпах и в рамках самостоятельно определяемых интересов, творческий подход к жизни во всех ее проявлениях, почитание народных традиций и ремесел, раннее приобщение к творческому и общественно полезному труду — мало кто из родителей выскажется против этих тезисов. Главное — правильно применить их на практике, ненасильственно и с любовью.

Методика Никитиных


Многодетная семья Бориса и Лены Никитиных и их система воспитания были в центре внимания в 70 – 80-х годах XX века. Именно в рамках семьи сложилась никитинская педагогика как система воспитания и интеллектуального развития ребенка. Хотя, по воспоминаниям детей Никитиных, никакой системы не существовало — был лишь небольшой набор принципов, основанных на здравом смысле, опыте поколений и педагогической практике.

Борис Никитин в свое время увлекался идеями Марии Монтессори и Макаренко и мечтал об открытии «трудовой школы», куда сразу после знакомства пригласил и Лену, свою будущую жену. Школа так и не была открыта в силу ряда причин, в том числе идеологических.

Чем же привлекла к себе внимание эта семья?

Новаторский подход Никитиных

Например, тем, о чем редко говорится сейчас: Борис Никитин первым в нашей стране заговорил о необходимости тесного и длительного телесного контакта матери и ребенка, ему нравилось, как африканские женщины не расстаются со своими детьми, нося их в перевязях.

  • Он также настаивал на необходимости прикладывания новорожденного к материнской груди сразу после рождения. Напомним: речь идет о 60-х годах прошлого века! В родильных домах нашей страны эта практика все еще с трудом приживается, и мамам приходится отдельно договариваться с бригадой акушеров, чтобы дать себе и ребенку возможность воссоединиться в первую же минуту после рождения малыша.

  • Считается, что именно Никитиным впервые удалось обратить внимание широкой родительской общественности на вопросы раннего развития детей.

  • Однако сами Никитины всегда говорили, что они никогда не ставили перед собой цели как можно раньше научить ребят всему, чему только можно. Им лишь хотелось дать детям возможность развить свои врожденные способности и максимально выразиться и раскрыться.

  • Благодаря Никитиным впервые в нашей стране, где существовала государственная воспитательная доктрина, прозвучала идея ответственности родителей за воспитание собственных детей.

  • Более того, помимо ответственности перед детьми, у родителей есть еще и свобода выбора: они вправе решать, как и каким вырастить свое чадо. Не одно десятилетие прошло с тех пор, а вопросы свободы выбора системы воспитания продолжают обсуждаться в родительских и педагогических сообществах.

Что новаторского еще предлагал Никитин? Он призывал родителей с момента готовности малыша к ползанию обустраивать дом в соответствии с естественной потребностью ребенка осваивать пространство, в чем у него не должно быть никаких ограничений (за исключением угрожающих жизни и здоровью ситуаций).

  • Помимо самого по себе пространства, в свободном доступе у ребенка должны быть не только игрушки и детские пособия, но и домашняя утварь: только так он может освоиться в бытовой среде и научиться оперировать ее предметами, привыкая к труду не как к обязанности, а как к естественному способу взаимодействия к окружающим миром.

  • Особый упор в воспитании детей Никитины сделали на физическом и интеллектуальном аспектах развития. Вскоре после рождения первого ребенка (а всего у них в семье было семеро детей) в доме начали появляться спортивные снаряды, географические карты на стенах, кубики, рабочие инструменты — все в свободном доступе. Никитины стали популяризаторами спортивных комплексов, которые есть теперь, наверно, почти в каждом доме и детском саду.

  • Известна и система закаливания, которую практиковали в своей семье Никитины. Хотя была она довольно простой: обливание водой и поддержание естественных условий для роста и развития детей. Многодетная семья жила довольно скромно, так вышло, что все ходили босиком и легко одетыми дома, детей не кутали и для прогулок на улице, причем в любую погоду. 

  • В детских занятиях Никитин проповедовал идею ненасилия и отсутствия строгой регламентированости. Ребенку необходимо создавать опережающую его развитие насыщенную среду с большим количеством пособий и инструментов для труда, в том числе настоящих, взрослых.

  • Особая заслуга Никитиных лежит в области интеллектуального развития дошкольника. Созданные Борисом Павловичем логические игры: «Уникуб», «Сложи узор» и «Сложи квадрат» — остаются непревзойденными по дидактической насыщенности и признаются лучшими в своей нише уже третьим поколением родителей.

  • В конструировании своих интеллектуальных игр Никитин руководствовался базовым принципом обучения — от простого к сложному. В его пособиях логические задачи для ребенка эволюционируют и от игры к игре, и внутри одной и той же головоломки, от простейших для годовалых детей до самых сложных, с которыми может справиться не всякий взрослый. Причем задача может ставиться разными способами — в виде рисунка, чертежа или словесного задания, так тренируются разные каналы восприятия.

  • Закладывая в свои головоломки вариативность финального решения (способов выполнить задание может быть более одного), Никитин предоставляет ребенку свободу творческого самовыражения и поддерживает в нем неослабевающий интерес к рабочему материалу и к самому процессу познания в целом.

Развитие пространственного мышления, памяти, внимания, воображения, навыков анализа, способности сопоставлять явления, классифицировать их, самоконтроля, терпения и усидчивости, наконец, — вот образовательный потенциал, который заложен в головоломках Никитина.

Вы не могли не заметить, что Никитины оставили в стороне художественно-эстетическую сторону творческого развития личности ребенка. Да, и за это (и не только за это) их критиковали оппоненты и скептики.

Но это не уменьшает значимости сделанного, а лишний раз говорит о том, что в каждой системе есть что-то, что можно позаимствовать для самостоятельных занятий с детьми, обогатив наработками из других методик.

На каких же принципах стояла педагогика развития по Никитиным в целом?

Основные принципы педагогики Никитиных

  • Как можно более раннее включение в работу всех систем организма, развитие основных (для Никитиных) функций и способностей — физических и интеллектуальных. Как можно более раннее — то есть с рождения.

  • Максимально сбалансированное и разностороннее развитие: физические и интеллектуальные способности идут в связке, работа над первыми влечет за собой улучшение вторых, они взаимно обогащают друг друга.

  • Насыщенная домашняя среда, естественным образом подпитывающая развитие (поскольку опережает его), обогащающая и разнообразящая сенсорный опыт ребенка. Для максимально разностороннего развития органов чувств и сенсорных способностей в доме должны быть и библиотека, и спортивный зал, и хотя бы небольшое и временное место для мастерской.

  • Максимальная свобода творчества и самостоятельность детей в выборе занятий и игр. Никакого давления, как следствие — никаких перегрузок и стрессов у детей.

  • Как можно более высокая планка физических и интеллектуальных достижений в их гармоничном сочетании.

  • Максимальное развитие потенциала ребенка до школы и минимальное пребывание в стенах учебного учреждения и детского сада, которые, по мнению Никитиных, губят в ребенке творческое начало, убивают инициативу и стремление к научному поиску. Борис Никитин ввел понятие «НУВЭРС» — «необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей».

  • Задача родителей — ненасильственное, но внимательное.

Список использованной литературы

  1. Молчанова Татьяна. Наш первый месяц. Пошаговые инструкции по уходу за новорожденным. Москва: Издательство «Эскимо», 2010. — 192 с.
  2. Цареградская Жанна. Новорожденный. Уход и воспитание. Москва: Издательство «Рожана», 2006.
  3. Попова И. М. Большая книга для мам. Москва: Издательство «АСТ», 2018. — 256 с.
  4. Костина И. В., Бражко Ирина. Большая книга российской мамы. Москва: Издательство «АСТ», 2016. — 200 с.
  5. Комаровский Е. О. 365 советов на первый год жизни вашего ребенка. Москва: Издательство «Эскимо», 2018. — 480 с.
  6. Чеснова И. Е. Я буду лучшей мамой. Москва: Издательство «АСТ», 2017. — 304 с.