Развивающие игрушки для детей своими руками от 1 до 4 лет

Зачем делать игрушки своими руками, как заинтересовать малыша процессом, какие игрушки можно сделать вместе с ребенком

Зачем нужны самодельные игрушки?

В наши дни, когда в магазинах такое разнообразие отличных игрушек на любой вкус и бюджет, кажется бессмысленным делать их самим своими руками. Конечно, проще всего купить малышу очередной фабричный шедевр, но его польза для развития ребенка будет куда меньшей, чем у самодельной игрушки. По мнению психологов, совместное творчество необыкновенно сближает родителей и детей, а малыш учится фантазировать и воплощать свой замысел, познает свойства разных материалов. У ребенка развивается мелкая моторика рук, совершенствуется координация движений, повышается усидчивость и внимание к мелким деталям. Кроме того, этот процесс учит детей проявлять заботу о ближних: каждая самодельная игрушка может стать уникальным «авторским» подарком любимой бабушке или младшему братику.

Мастеря игрушки вместе с ребенком, вы будете лучше понимать его, а он почувствует себя важным, любимым и особенным. Не забывайте и о том, что изготовление всевозможных поделок — отличный способ снятия стресса для самих взрослых!

Часто родители утверждают, что для подобного творчества у них нет времени, терпения, способностей, а главное — настроя. Вас наверняка пугает «творческий беспорядок», который придется убирать, а главное, самодельные игрушки кажутся некрасивыми и неинтересными. Так ли это, давайте посмотрим.

Чем хороши самодельные игрушки?

  • Такая игрушка полностью оригинальна, не похожа на те, что продаются в магазине;
  • Ее можно создавать, а не просто играть готовым изделием: придумывать детали, модифицировать во время игры;
  • Сделать игрушку можно из самых простых материалов, которые найдутся дома;
  • Ее можно адаптировать к интересам малыша (изучение цветов или букв, страсть к динозаврам);
  • Самодельная игрушка учитывает все пожелания ребенка (цвет, размер, форма);
  • «Рукотворная» продукция многофункциональна, ее можно использовать для разных игр;
  • Для каждой игрушки легко изготовить пару или целый игровой набор;
  • Дети больше ценят такие игрушки и бережнее с ними обращаются;
  • Они обходятся очень дешево;
  • Создавать такие игрушки можно всей семьей.

Мы поговорили о том, почему родителям не стоит пренебрегать самодельными игрушками, а теперь обратимся к главному участнику процесса.

Как заинтересовать ребенка изготовлением игрушек?

  • Для ребенка очень важно, чтобы выполняемые действия были ему по силам, а с получившейся игрушкой можно было бы действительно играть;
  • Соблюдая принцип «пошагового обучения», нужно переходить от легких задач к более сложным;
  • Не старайтесь все делать за ребенка, приходите ему на помощь только при необходимости;
  • Сложно представить себе творческий процесс без мусора и беспорядка: не ругайте детей за испачканную одежду или мебель;
  • Поддерживайте интерес ребенка во время работы, поощряйте его действия. Можно посоветоваться или попросить о помощи, чтобы ребенок чувствовал себя полноправным участником процесса;
  • Сделанную игрушку не оставляйте без внимания: активно используйте ее для игр, показывайте гостям.

1 – 2 года: знакомство с материалами, формами, цветом

Ваш малыш уже подрос, и ему нужны более сложные и разнообразные занятия. Он уже одинаково владеет обеими руками и может совершать манипуляции с двумя предметами. Юный экспериментатор изучает, какими свойствами обладают разные вещи: насколько они прочны, как быстро долетают до пола, тонут ли в воде. Также это возраст «обезьянничества», когда так интересно подражать взрослым.

Помните, что годовалые дети не умеют ждать, поэтому приготовьте все для совместного творчества заранее. Участие малыша пока будет сводиться к знакомству с материалами и попыткам копировать действия родителей.

Идеи самодельных игрушек для годовалого малыша:

  • Маленькие овощи и фрукты, животные, листья, цветы из соленого теста;
  • Игрушечные предметы быта (посуда, мебель, инструменты);
  • Куклы из мягких материалов. Очень увлекательным может оказаться создание собственного кукольного театра из ненужных носков или варежек;
  • Музыкальные инструменты (шейкеры из бутылки с крупой, барабан из кастрюли с ложкой).

Главный принцип остается неизменным: игрушки должны быть безопасными. Это касается выбора материалов, количества и размера деталей. Лучше всего создавать игрушки из дерева, шерстяных ниток, хлопка, а также разноцветной бумаги, картона, детских красок. Из предметов обихода можно использовать вату, прищепки, одноразовые тарелки, всевозможные крышки и пробки.

Бабочка из прищепки

Бабочка из прищепки и салфетки — очень простая игрушка, которую можно сделать даже с годовалыми малышами.

  • Защипните бумажную салфетку деревянной прищепкой так, чтобы получилась бабочка;
  • Нарисуйте на прищепке фломастером бабочке лицо;
  • Дайте малышу порисовать на салфетке акварельными красками: они будут растекаться симпатичными разводами;
  • Можно сделать бабочке усики из скрученной салфетки или тонкой полоски бумажки.

2 – 3 года: развитие воображения

В этом возрасте малыши начинают придумывать игры с реалистичными сюжетами. В них участвуют куклы, животные, а также игрушечный транспорт, домики, кукольная мебель, конструкторы, посуда и прочее. 

Ребенку будет очень интересно построить вместе с вами из подручных материалов домик для куклы, парковку для машины, магазин или замок принцессы. Малыш уже многое может делать сам: вырезать из картона или бумаги простые фигуры, приклеивать, раскрашивать, немного лепить из пластилина, а главное — активно предлагать идеи. Дети 2 – 3 лет полны любопытства и искренне радуются совместному творчеству.

Идеи самодельных игрушек в 2 – 3 года

Шашлычки из пластилина

Вам понадобятся: пластилин, деревянные шпажки, миска, поднос.

  • Скатайте несколько шариков из пластилина — ребенок может сделать это самостоятельно;
  • Затем осторожно нанизывайте шары на шпажки — не слишком далеко от центра, чтобы они не упали. Если шарик держится плохо, просто прижмите его к шпажке;
  • Когда все будет готово, пусть ребенок разложит шпажки на подносе и подсчитает количество получившихся «шашлычков».

Игрушечная рыбалка

Вам понадобятся: разноцветный картон или плотная цветная бумага, маркер, ножницы, скрепки, магнит, палка для удилища, веревка.

  • Нарисуйте рыбу-трафарет. Пусть хвост будет достаточно большим, чтобы вы смогли написать на нем букву/цифру. Вырежьте ее и используйте для обводки остальных рыбок;
  • Обведите рыбок (от 5 и больше) на картоне и вырежьте их. Нарисуйте им на хвостах буквы/цифры;
  • Вставьте рыбкам глаза из металла и проверьте, чтобы магнит хорошо их притягивал;
  • Удилище можно сделать из палочек для еды, линейки или затупленной вязальной спицы;
  • Привяжите к удилищу веревку или ленту с сильным магнитом на конце — игрушка готова!

3 – 4 года: полет фантазии

К 3 – 4 годам главным занятием ребенка становятся ролевые игры: они помогают заново проживать и осмыслять реальные события, примерять на себя разные роли, справляться с различными страхами и тревогами. 

Детская фантазия способна сделать любой предмет магическим. Веточка становится волшебной палочкой, листики — деньгами, а то, чего не хватает для игры, можно просто нарисовать и слепить. Именно в этом возрасте дети охотнее всего мастерят самодельные игрушки и предпочитают создавать реквизит для ролевых игр.

Вот что можно сделать вместе с трехлетним ребенком:

  • Продуктовый магазин;
  • Самолет;
  • Пожарную станцию;
  • Игрушечную библиотеку;
  • Химическую лабораторию (с пищевыми красителями, шампунем и содой);
  • Компьютер из картонной коробки.

Отличная идея игрушки для этого возраста — тематическая (сказочная) коробка из картона. Она представляет собой декорации и набор маленьких игрушек для разыгрывания определенного сюжета, будь то любимый мультфильм или рассказ.

Коробочка со сказкой «Красная Шапочка»

  • Возьмите старую коробку из-под обуви и отрежьте две стенки, чтобы одна сторона была похожа на сцену;
  • Разрисуйте коробку изнутри так, чтобы получились декорации: лес, небо, солнце;
  • Затем добавьте несколько деревьев. Их можно сделать из кусочков скрученной коричневой бумаги и зеленой салфетки;
  • Из бумажных квадратов, прямоугольников и больших треугольников предложите ребенку сложить и приклеить к стенкам коробки домики для бабушки и внучки;
  • Смело добавляйте детали на ваше усмотрение: ватные облака, цветочки из губки, траву из смятой салфетки и прочее;
  • Подберите нужные пальчиковые игрушки (бабушка, внучка, Волк, охотники) и начинайте спектакль!

Музыкальный инструмент «Шум дождя»

Сделайте своими руками «шум дождя» из подручных средств — ребенок будет в восторге от этого фантастического инструмента.

Вам понадобится трубка любого размера из очень толстого и плотного картона или мягкого пластика. Кроме этого, приготовьте молоток, маленькие гвоздики, простую бумагу (примерно 2 листа А4), прозрачный и разноцветный скотч, картон и другие материалы для декорирования. Внутрь трубки нужно будет поместить крупу, горох или мелкую фасоль.

Вам понадобится трубка любого размера из очень толстого и плотного картона или мягкого пластика. Кроме этого, приготовьте молоток, маленькие гвоздики, простую бумагу (примерно 2 листа А4), прозрачный и разноцветный скотч, картон и другие материалы для декорирования. Внутрь трубки нужно будет поместить крупу, горох или мелкую фасоль.

  • Вбейте в трубку мелкие гвозди примерно через каждые 3 см. Под присмотром это может попробовать сделать и четырехлетний ребенок. Чем больше вы вобьете гвоздей, тем дольше будет звучать «шум дождя»;
  • Затем наполните трубку крупой и закройте ее с обоих концов картонными кружками, прилепив их на скотч;
  • Смажьте простую бумагу клеем и оберните ею трубку целиком;
  • Теперь переходим к декорированию. Пусть малыш наклеит на трубку кусочки разноцветной бумаги, всевозможные перья и бусины;
  • А теперь опробуйте изделие и послушайте, как восхитительно звучит ваш инструмент, напоминая звук мелкого дождя.

Итак, вы наверняка убедились в том, что создание самодельных игрушек вместе с ребенком может быть очень увлекательным и полезным. Если вы искренне заинтересуетесь совместным творчеством, то, скорее всего, увлечете им и малыша и в процессе еще больше сблизитесь с ним. Попробуйте — это занятие доставит огромное удовольствие обоим!

Смотрите также