Игрушки для детей от 1 года до 4 лет своими руками
Зачем делать игрушки своими руками, как заинтересовать малыша процессом, какие игрушки можно сделать вместе с ребенком
Зачем нужны самодельные игрушки?
В наши дни, когда в магазинах такое разнообразие отличных игрушек на любой вкус и бюджет, кажется бессмысленным делать их самим своими руками. Конечно, проще всего купить малышу очередной фабричный шедевр, но его польза для развития ребенка будет куда меньшей, чем у самодельной игрушки. По мнению психологов, совместное творчество необыкновенно сближает родителей и детей, а малыш учится фантазировать и воплощать свой замысел, познает свойства разных материалов. У ребенка развивается мелкая моторика рук, совершенствуется координация движений, повышается усидчивость и внимание к мелким деталям. Кроме того, этот процесс учит детей проявлять заботу о ближних: каждая самодельная игрушка может стать уникальным «авторским» подарком любимой бабушке или младшему братику.
Мастеря игрушки вместе с ребенком, вы будете лучше понимать его, а он почувствует себя важным, любимым и особенным. Не забывайте и о том, что изготовление всевозможных поделок — отличный способ снятия стресса для самих взрослых!
Часто родители утверждают, что для подобного творчества у них нет времени, терпения, способностей, а главное — настроя. Вас наверняка пугает «творческий беспорядок», который придется убирать, а главное, самодельные игрушки кажутся некрасивыми и неинтересными. Так ли это, давайте посмотрим.
Детские развивающие игрушки своими руками: польза
- Такая игрушка полностью оригинальна, не похожа на те, что продаются в магазине;
- Ее можно создавать, а не просто играть готовым изделием: придумывать детали, модифицировать во время игры;
- Сделать игрушку можно из самых простых материалов, которые найдутся дома;
- Ее можно адаптировать к интересам малыша (изучение цветов или букв, страсть к динозаврам);
- Самодельная игрушка учитывает все пожелания ребенка (цвет, размер, форма);
- «Рукотворная» продукция многофункциональна, ее можно использовать для разных игр;
- Для каждой игрушки легко изготовить пару или целый игровой набор;
- Дети больше ценят такие игрушки и бережнее с ними обращаются;
- Они обходятся очень дешево;
- Создавать такие игрушки можно всей семьей.
Мы поговорили о том, почему родителям не стоит пренебрегать самодельными игрушками, а теперь обратимся к главному участнику процесса.
Как заинтересовать ребенка изготовлением игрушек?
- Для ребенка очень важно, чтобы выполняемые действия были ему по силам, а с получившейся игрушкой можно было бы действительно играть;
- Соблюдая принцип «пошагового обучения», нужно переходить от легких задач к более сложным;
- Не старайтесь все делать за ребенка, приходите ему на помощь только при необходимости;
- Сложно представить себе творческий процесс без мусора и беспорядка: не ругайте детей за испачканную одежду или мебель;
- Поддерживайте интерес ребенка во время работы, поощряйте его действия. Можно посоветоваться или попросить о помощи, чтобы ребенок чувствовал себя полноправным участником процесса;
- Сделанную игрушку не оставляйте без внимания: активно используйте ее для игр, показывайте гостям.
Какие игрушки нужны ребенку в 1 – 2 года
Ваш малыш уже подрос, и ему нужны более сложные и разнообразные занятия. Он уже одинаково владеет обеими руками и может совершать манипуляции с двумя предметами. Юный экспериментатор изучает, какими свойствами обладают разные вещи: насколько они прочны, как быстро долетают до пола, тонут ли в воде. Также это возраст «обезьянничества», когда так интересно подражать взрослым.
Помните, что годовалые дети не умеют ждать, поэтому приготовьте все для совместного творчества заранее. Участие малыша пока будет сводиться к знакомству с материалами и попыткам копировать действия родителей.
Идеи самодельных игрушек для годовалого малыша:
- Маленькие овощи и фрукты, животные, листья, цветы из соленого теста;
- Игрушечные предметы быта (посуда, мебель, инструменты);
- Куклы из мягких материалов. Очень увлекательным может оказаться создание собственного кукольного театра из ненужных носков или варежек;
- Музыкальные инструменты (шейкеры из бутылки с крупой, барабан из кастрюли с ложкой).
Главный принцип остается неизменным: игрушки должны быть безопасными. Это касается выбора материалов, количества и размера деталей. Лучше всего создавать игрушки из дерева, шерстяных ниток, хлопка, а также разноцветной бумаги, картона, детских красок. Из предметов обихода можно использовать вату, прищепки, одноразовые тарелки, всевозможные крышки и пробки.
Бабочка из прищепки
Бабочка из прищепки и салфетки — очень простая игрушка, которую можно сделать даже с годовалыми малышами.
- Защипните бумажную салфетку деревянной прищепкой так, чтобы получилась бабочка;
- Нарисуйте на прищепке фломастером бабочке лицо;
- Дайте малышу порисовать на салфетке акварельными красками: они будут растекаться симпатичными разводами;
- Можно сделать бабочке усики из скрученной салфетки или тонкой полоски бумажки.
Развивающие игрушки для детей 2-3 лет
В этом возрасте малыши начинают придумывать игры с реалистичными сюжетами. В них участвуют куклы, животные, а также игрушечный транспорт, домики, кукольная мебель, конструкторы, посуда и прочее.
Ребенку будет очень интересно построить вместе с вами из подручных материалов домик для куклы, парковку для машины, магазин или замок принцессы. Малыш уже многое может делать сам: вырезать из картона или бумаги простые фигуры, приклеивать, раскрашивать, немного лепить из пластилина, а главное — активно предлагать идеи. Дети 2 – 3 лет полны любопытства и искренне радуются совместному творчеству.
Идеи самодельных игрушек в 2 – 3 года
Шашлычки из пластилина
Вам понадобятся: пластилин, деревянные шпажки, миска, поднос.
- Скатайте несколько шариков из пластилина — ребенок может сделать это самостоятельно;
- Затем осторожно нанизывайте шары на шпажки — не слишком далеко от центра, чтобы они не упали. Если шарик держится плохо, просто прижмите его к шпажке;
- Когда все будет готово, пусть ребенок разложит шпажки на подносе и подсчитает количество получившихся «шашлычков».
Игрушечная рыбалка
Вам понадобятся: разноцветный картон или плотная цветная бумага, маркер, ножницы, скрепки, магнит, палка для удилища, веревка.
- Нарисуйте рыбу-трафарет. Пусть хвост будет достаточно большим, чтобы вы смогли написать на нем букву/цифру. Вырежьте ее и используйте для обводки остальных рыбок;
- Обведите рыбок (от 5 и больше) на картоне и вырежьте их. Нарисуйте им на хвостах буквы/цифры;
- Вставьте рыбкам глаза из металла и проверьте, чтобы магнит хорошо их притягивал;
- Удилище можно сделать из палочек для еды, линейки или затупленной вязальной спицы;
- Привяжите к удилищу веревку или ленту с сильным магнитом на конце — игрушка готова!
В какие игрушки играть ребенку в 3-4 года
К 3 – 4 годам главным занятием ребенка становятся ролевые игры: они помогают заново проживать и осмыслять реальные события, примерять на себя разные роли, справляться с различными страхами и тревогами.
Детская фантазия способна сделать любой предмет магическим. Веточка становится волшебной палочкой, листики — деньгами, а то, чего не хватает для игры, можно просто нарисовать и слепить. Именно в этом возрасте дети охотнее всего мастерят самодельные игрушки и предпочитают создавать реквизит для ролевых игр.
Вот что можно сделать вместе с трехлетним ребенком:
- Продуктовый магазин;
- Самолет;
- Пожарную станцию;
- Игрушечную библиотеку;
- Химическую лабораторию (с пищевыми красителями, шампунем и содой);
- Компьютер из картонной коробки.
Отличная идея игрушки для этого возраста — тематическая (сказочная) коробка из картона. Она представляет собой декорации и набор маленьких игрушек для разыгрывания определенного сюжета, будь то любимый мультфильм или рассказ.
Коробочка со сказкой «Красная Шапочка»
- Возьмите старую коробку из-под обуви и отрежьте две стенки, чтобы одна сторона была похожа на сцену;
- Разрисуйте коробку изнутри так, чтобы получились декорации: лес, небо, солнце;
- Затем добавьте несколько деревьев. Их можно сделать из кусочков скрученной коричневой бумаги и зеленой салфетки;
- Из бумажных квадратов, прямоугольников и больших треугольников предложите ребенку сложить и приклеить к стенкам коробки домики для бабушки и внучки;
- Смело добавляйте детали на ваше усмотрение: ватные облака, цветочки из губки, траву из смятой салфетки и прочее;
- Подберите нужные пальчиковые игрушки (бабушка, внучка, Волк, охотники) и начинайте спектакль!
Музыкальный инструмент «Шум дождя»
Сделайте своими руками «шум дождя» из подручных средств — ребенок будет в восторге от этого фантастического инструмента.
Вам понадобится трубка любого размера из очень толстого и плотного картона или мягкого пластика. Кроме этого, приготовьте молоток, маленькие гвоздики, простую бумагу (примерно 2 листа А4), прозрачный и разноцветный скотч, картон и другие материалы для декорирования. Внутрь трубки нужно будет поместить крупу, горох или мелкую фасоль.
Вам понадобится трубка любого размера из очень толстого и плотного картона или мягкого пластика. Кроме этого, приготовьте молоток, маленькие гвоздики, простую бумагу (примерно 2 листа А4), прозрачный и разноцветный скотч, картон и другие материалы для декорирования. Внутрь трубки нужно будет поместить крупу, горох или мелкую фасоль.
- Вбейте в трубку мелкие гвозди примерно через каждые 3 см. Под присмотром это может попробовать сделать и четырехлетний ребенок. Чем больше вы вобьете гвоздей, тем дольше будет звучать «шум дождя»;
- Затем наполните трубку крупой и закройте ее с обоих концов картонными кружками, прилепив их на скотч;
- Смажьте простую бумагу клеем и оберните ею трубку целиком;
- Теперь переходим к декорированию. Пусть малыш наклеит на трубку кусочки разноцветной бумаги, всевозможные перья и бусины;
- А теперь опробуйте изделие и послушайте, как восхитительно звучит ваш инструмент, напоминая звук мелкого дождя.
Итак, вы наверняка убедились в том, что создание самодельных игрушек вместе с ребенком может быть очень увлекательным и полезным. Если вы искренне заинтересуетесь совместным творчеством, то, скорее всего, увлечете им и малыша и в процессе еще больше сблизитесь с ним. Попробуйте — это занятие доставит огромное удовольствие обоим!
Список использованной литературы
- Броида Мэриан. Мастерим, как египтяне. Поделки для детей. Москва: Издательство «Феникс-Премьер», 2013. — 192 с.
- Вовикова А. Аппликации и поделки из бумаги для детей 2-3 лет. Москва: Издательство «Стрекоза», 2012. — 16 с.
- Вовикова А. Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет. Москва: Издательство «Стрекоза», 2012. — 16 с.
- Анистратова А. А., Гришина Н. И. Поделки из кусочков бумаги. Москва: Издательство «Оникс», 2012. — 7 с.