Изучите простые, но эффективные упражнения, которые помогут малышу научиться правильно и чисто говорить, разовьют его артикуляционный аппарат и навыки речи.
Движения организма и органов, участвующих в воспроизведении речи, имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно по этой причине пальчиковая гимнастика для развития речи малышей должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.
Тренировка движений пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых 5 месяцев. Подробнее о мелкой моторике мы рассказываем здесь.
А теперь давайте посмотрим, как можно помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей.
Помните: занятия должны проходить в максимально легкой, веселой и игровой форме. Тогда они и принесут реальную пользу, и доставят настоящее удовольствие вам обоим.
Комплекс мер по развитию речи (для проведения в домашних условиях):
Мы не упоминаем здесь такие направления работы по развитию речи, как логопедический массаж, специальные упражнения на отработку различных звуков, на развитие фонематического слуха и некоторые другие. Они являются областью применения исключительно профессиональных знаний и умений. Здесь лучше довериться специалисту, а не пытаться справиться с этой задачей самостоятельно.
Пособия для развития мелкой моторики:
Мелкая моторика:
Лучше, если технику массажа вам покажет опытный профессионал, однако самые простые приемы вы можете освоить сами.
Массаж выполняется одной рукой, другая придерживает массируемую кисть. Продолжительность сеанса — 3 – 5 минут; проводится несколько раз в день.
Массаж включает в себя следующие типы движений:
Мы подробнее рассказываем о массаже здесь.
Пособия для игр:
Игры для детей от 2 месяцев:
Игры для детей от 9 месяцев:
Во время проведения игр не забывайте комментировать свои действия и объясняйте ребенку все, что вы делаете.
Игры для детей от 1 года:
Пальчиковый театр — это увлекательная игра, которая:
Для детей в возрасте 1 – 2 года (на примере сказки «Колобок»):
Для детей в возрасте 2 – 4 лет (на примере сказки «Колобок»):
Ладушки
– Ладушки, ладушки! Где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
– Бражку.
Кашку поели, бражку попили,
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)
Шу-у-у... полетели!
На головку сели, петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
(Поднимают руки вверх и опускают на голову.)
Сорока
Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила:
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
«Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)
Этому не дала! Ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил —
Ничего тебе нет!»
(Мизинец не загибается.)
Варежка
Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал».
(Все пальцы разжать, кроме большого.)
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла!
(Разогнуть оставшийся согнутым палец.)
Ищешь, ищешь — и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?»
(Сжать пальцы в кулачок.)
Братцы
Идут четыре брата навстречу старшему.
– Здравствуй, большак, — говорят.
– Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
(Соединяют большой палец с другими пальцами по очереди.)
Замок
На двери висит замок.
(Соединить пальцы обеих рук в замок.)
Кто его открыть бы мог?
(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.)
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(Расцепить пальцы.)
Суть занятия на пальчиковую моторику состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху», «снизу», «правый», «левый» и т. д. После того как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и вашим маленьким актером (например, встреча ежика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений.
Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений для ребенка для развития речи.
Для правильного звукопроизношения нужно, чтобы органы речи — язык, губы, мягкое небо — были хорошо развиты и подвижны. Все органы, в том числе и речевые, состоят из мышц, следовательно, их можно тренировать. На это нацелена веселая артикуляционная гимнастика для детей. Она помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Неправильное звукопроизношение может привести к дальнейшим сложностям, например к дисграфии (нарушение письма), что сильно затруднит обучение ребенка в школе.
Безусловно, для постановки правильной речи и правильного звукопроизношения ребенок в первую очередь должен слышать правильную речь взрослых. Поэтому важно не сюсюкать с малышом, не коверкать слова, четко произносить все звуки, не пытаться повторять за ребенком звукосочетания и слова, которые он выдумывает, какими бы забавными они вам ни казались. Помните, что ваше чадо впитывает все, как губка, и ваша речь для него — и пример для подражания, и безусловное руководство к действию.
Артикуляционная гимнастика — это и веселое занятие для мамы и малыша, и первый этап в постановке правильного звукопроизношения. А залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание и четкая работа органов речевого аппарата.
Упражнения для речевого дыхания:
Упражнения с включением речевого компонента:
Техника выполнения упражнений для детей
Ребенок:
Взрослый:
Помимо упражнений на постановку правильного дыхания, в артикуляционную гимнастику входят и те, что нацелены на тренировку органов речи — языка, губ, челюсти. Выполнять их можно в любую минуту. Например, самые первые «занятия» вы можете проводить, меняя малышу подгузник; с ребенком постарше — в очереди в поликлинике или перед зеркалом в ванной во время утреннего умывания. Приведем примеры таких упражнений:
Повторяйте каждое упражнение по 8 – 10 раз.
Упражнения на звукопроизношение.
Самые несложные и доступные упражнения на постановку звуков — это проговаривание скороговорок и чистоговорок.
Подойдут, например, такие:
Банан — в тропиках,
Диван — в клопиках.
Заспорили три козы
Про глаза стрекозы:
Три козы вокруг стрекозы сидят —
На кого глаза стрекозы глядят?
От топота копыт пыль по полю летит.
Пришел Прокоп — кипел укроп.
Ушел Прокоп — кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.
На дворе трава, на траве дрова.
Раз дрова, два дрова, три дрова —
Не руби дрова на траве двора.
Всех скороговорок не перескороговоришь,
Не перевыскороговоришь.
Тридцать три корабля лавировали,
Лавировали, да не вылавировали.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон —
Как в капюшоне он смешон!
В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Наш Полкан из Байкала лакал.
Полкан лакал, не мелел Байкал.
Когда ребенок только начинает осваивать речевые навыки, вы ставите правильное звукопроизношение уже за счет простого ежедневного общения и совместных игр. Если малыш уже освоил родную речь, и вы замечаете некоторые нарушения в звукопроизношении, постановкой звуков должен заниматься только логопед, обычно такие занятия начинаются не раньше 4 – 5 лет.
Дело в том, что у подвижных и хорошо скоординированных малышей речевые навыки могут появляться несколько раньше, чем у их более спокойных сверстников. Более того, замечено, что у детей с нарушениями речи наблюдаются и неполадки в работе крупной моторики: нечеткость и неорганизованность движений, недостаточное чувство ритма и координации. Таким детям на помощь приходит логоритмика.
Учеными доказано, что точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений органов речи — губ, языка и нижней челюсти. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.
Мы подобрали для вас несколько примеров несложных логоритмических упражнений, которые больше похожи на игру, не требуют помощи специалистов и могут выполняться в любую свободную минуту.
Деревцо
Дует ветер нам в лицо —
(махать руками ладошками к себе)
Закачалось деревцо.
(Руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону.)
Ветерок все тише, тише —
(плавно опустить руки)
Деревцо все выше, выше.
(Поднять руки и тянуться вверх.)
Физкульт-привет
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)
Полотенцем растирались.
(Имитировать растирание спины полотенцем.)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(Имитировать движения, указанные в тексте.)
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям — физкульт-привет!
(Резко поднять руки вверх.)
Бабочка
Спал цветок
(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени и обхватив колени руками)
И вдруг проснулся.
(Поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела.)
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
(Выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад — «вырастают крылья».)
Солнце утром лишь проснется —
Бабочка кружит и вьется.
(«Летать», имитируя движения бабочки.)
Водичка
Водичка, водичка,
(двумя руками по очереди показывать, как сверху льется водичка)
Умой мое личико,
(ладошками имитировать умывание)
Чтобы глазки блестели,
(дотрагиваться до глазок по очереди)
Чтобы щечки краснели,
(тереть щечки)
Улыбался роток
(улыбаться, гладить руками ротик)
И кусался зубок.
(Стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик.)
Кулачок
Как сожму я кулачок
(сжать руки в кулачки)
Да поставлю на бочок.
(Поставить кулачки большими пальцами вверх.)
Разожму ладошку,
(распрямить кисть)
Положу на ножку.
(Положить руку на колено ладонью вверх.)
Тук-тук
– Тук-тук-тук.
(Три удара кулаками друг о друга.)
– Да-да-да.
(Три хлопка в ладоши.)
– Можно к вам?
(Три удара кулаками друг о друга.)
– Рад всегда!
(Три хлопка в ладоши.)
Зайчики
Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)
На лесной опушке.
(Разводить руками перед собой, описывая окружность.)
Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)
В серенькой избушке.
(Сложить руки над головой в форме домика.)
Мыли свои ушки,
(проводить руками по воображаемым ушкам)
Мыли свои лапочки.
(Имитировать мытье рук.)
Наряжались зайчики,
(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)
Надевали тапочки.
(Руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ногу.)
Снег
Как на горке снег, снег,
(показывать руками горку)
Снег, снег, снег, снег.
(Двигать руками, перебирая пальцами.)
И под горкой снег, снег,
(показывать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег.
(Двигать руками, перебирая пальцами.)
А под снегом спит медведь.
(Сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя.)
Тише, тише, не шуметь!
(Пальчик ко рту, грозить пальчиком.)
Почему так важны правильное развитие речи и ранняя коррекция нарушений
Правильное развитие и ранняя коррекция речи (в случае каких-либо отклонений) чрезвычайно важны: речевые нарушения приводят к трудностям в обучении письму и чтению; помимо этого, они, как правило, ведут к возникновению комплексов у ребенка, мешают его социализации. Поэтому при любых подозрениях на наличие тех или иных особенностей речевого развития у малыша лучше обратиться к специалистам (логопеду, неврологу, дефектологу, психологу).
Вне зависимости от заключения специалистов в случае речевых нарушений, вне зависимости от того, есть ли речевые нарушения или они отсутствуют, вы можете помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей.
Воспользуйтесь нашими советами, сделайте упражнения практикой ежедневного общения и совместных игр с ребенком — внесите вклад в его будущее!
Приятных вам занятий!
Идеальной пищей для грудного ребенка является молоко матери, продолжайте грудное вскармливание максимально возможное время. Всемирная организация здравоохранения рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев и последующее введение прикорма при продолжении грудного вскармливания. Продолжайте грудное вскармливание как можно дольше после введения прикорма. Для принятия решения о сроках и способе введения прикорма в рацион ребенка необходима консультация специалиста.