Развивающие игрушки для детей от 1 года до 4 лет
Игрушки играют важнейшую роль в развитии ребенка. Как выбрать действительно полезные и интересные малышу от 1 до 4 лет игрушки, и как их менять, исходя из возраста.
1 – 2 года: развитие через подражание
После года у ребенка активно развиваются психические процессы: восприятие, память, мышление и речь. Кроха учится устанавливать внутренние связи между предметами, объединяя или разъединяя их по каким-либо признакам, например, из различных геометрических форм выбирает именно кубики, чтобы построить домик для матрешки.
Вы удивитесь, что многие любимые игрушки малыш уже не достает из коробки. Теперь ему интереснее более сложные игрушки, и вам нужно вдумчиво подойти к организации развивающей среды для ребенка. Главное, чем он сейчас занят, — подражание вам. Не нужно оставлять малыша изолированным в его кроватке или манеже. Разрешайте ему находиться рядом, наблюдать за вами и копировать поведение.
Через подражание взрослым ребенок будет учиться правильно обращаться и с игрушками, и с другими предметами окружающей его среды. Вводите малыша в большой «мир вещей» дома, где он живет, показывайте способы манипуляции с предметами из ближайшего окружения: посуда, приборы, столовые и банные принадлежности, одежда, мебель и т. д. Особенно полезными будут детские игрушки, имитирующие взрослую предметную среду: небьющаяся посуда, бытовые приборы. Раннее и правильное освоение навыков обращения с ними — залог спокойных и безопасных игр ребенка в дальнейшем, а также способности пользоваться настоящими, «взрослыми» предметами.
Польза конструктора для детей
Почему дети так любят конструкторы? Когда малыш строит, он воображает себе готовый объект, и поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. А еще ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, развивая ловкость и мелкую моторику. Не забывайте и о том, что все это важно для обучения целенаправленности действий.
Все начинается с кубиков. Вначале их можно просто складывать в коробку, бросать или разрушать построенные взрослым домики и мосты. Детям очень нравится, когда строение ломается, первое время достаточно играть только в разрушения, к строительству башни ребенок приступит позже.
При выборе кубиков обращайте внимание на материал, из которого они сделаны, качество их выполнения и размер.
- Для самых маленьких подходят мягкие: ими нельзя пораниться, они самые безопасные.
- Чуть позже в ход идут пластмассовые, они тоже легкие, но более устойчивые, из них уже можно строить башенки.
- Время для деревянных кубиков приходит ближе к 2 годам, так как они тяжелее и имеют острые углы.
- Размер кубиков может быть разным, в зависимости от возраста. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть кубики, а их количество меньше.
Если ваш малыш легко строит башни из 2 – 3 кубиков, ему пора переходить к более сложным сооружениям. Ему нужен большой строительный конструктор с крупными деталями различной формы (конусы, пирамиды, бруски и пр.). Сначала можно выделить для конструирования всего несколько деталей (большое их количество озадачит малыша). Это конструктор «на вырост», малыш будет еще долго играть с ним.
Помимо деревянных строительных наборов, двухлетнему ребенку может подойти игровой конструктор типа Lego начального уровня с крупными блоками.
Другая игрушка для конструирования, без которой невозможно представить раннее детство, — это пирамидка. Игры с пирамидками развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и весьма разнообразны: пирамидку можно складывать, разбирать, учиться считать, различать и называть цвет, размер и форму.
Выбирая пирамидки, проверьте, легко ли надеваются колечки. Дети должны без труда снимать и надевать кольца на стержень, иначе они не смогут играть, и игрушка потеряет всякий смысл. Если у малыша не получается, он злится и зацикливается на неудаче, мягко направьте действия ребенка в правильное русло, например предложив другую деталь или показав несколько вариантов действия. Однако не выполняйте все операции за ребенка и не настаивайте на том или ином способе действия.
Равновесие и координация движений
Постепенно ваш малыш учится владеть телом. Играйте с ним в игры, которые улучшат чувство равновесия и координацию движений.
Для этого смело отправляйтесь на детскую площадку. Здесь ему будет интересно все: подъем и спуск по лестницам и с горок, ходьба по бревну, качели.
Дома вам понадобится такой набор:
- Мяч;
- Кегли (мини-боулинг);
- Спортивный комплекс со шведской стенкой, кольцами, качелями и прочими гимнастическими элементами;
- Лошадка-качалка также отличный помощник в развитии чувства равновесия (однако пока только под наблюдением взрослых).
Для прогулок на улице вам понадобятся пока только резиновые мячи двух-трех размеров и, возможно, второй набор кеглей — специально для улицы. Более сложное спортивное оборудование (бумеранг, летающая тарелка фрисби, игрушечные теннисные ракетки и др.) вам вряд ли пока пригодится, впрочем, не отказывайте малышу, если он пожелает попробовать, увидев эту игру у другого ребенка на улице, и решится включиться в нее.
Мы никогда не узнаем, какие скрытые таланты заложены в наших детях, если не будем поощрять их пробовать новое!
Ребенок в 1 год обычно уже ходит, но недостаточно уверенно: ему легче бежать, чем ходить. Это происходит оттого, что у него плохо развиты координация движений и чувство равновесия. Для работы над ними подойдут игрушки-каталки. Они отвлекают малыша от самого процесса ходьбы, перемещая фокус внимания на движущуюся игрушку. Игрушка-каталка, возможно, является самой популярной у только-только освоившего ходьбу малыша. Он с удовольствием толкает перед собой размахивающую крыльями бабочку или вертолет с вращающимся винтом. Твердо стоящие на ногах детки могут предпочитать каталки, которые надо тянуть за собой: грузовички, кареты, автобусы, пожарные машины. Они подходят малышам после 1,5 лет.
Развитие речи для детей
На втором году жизни малыш продолжает совершенствовать звукопроизношение и наращивать активный и пассивный словарь. Пока речь идет об отдельных словах, обозначающих его близких, любимые игрушки и предметы окружающей среды, с которыми малыш ежедневно сталкивается в доме и на улице. Вести осмысленный диалог с вами он, конечно, пока не может, но зато умеет хорошо слушать и старается повторять за взрослыми. Малыш с удовольствием разглядывает картинки в книжках и может называть изображенных на них персонажей. В этом возрасте важно как можно больше говорить вслух, обращаясь к ребенку, даже понимая, что обратной речевой реакции может не последовать. Комментируйте свои и его действия, когда умываетесь, готовите завтрак, одеваетесь на прогулку, играете или собираете игрушки после игры.
В стимулировании развития речи у ребенка помощь вам могут оказать игровые пособия, которые способствуют речевому общению:
- Картинки с изображениями животных и людей;
- Сюжетные картинки с изображением действий, последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок;
- Простые виды детского домино и лото;
- Настольные игры (противоположности, цвета, съедобное и несъедобное и др.);
- Наборы фигур с персонажами известных сказок, аудиозаписи стихов и сказок.
Обсуждая вместе книжки, картинки, игры и повседневные дела, вы подводите малыша к следующему этапу его развития: после 2 лет он будет уже самостоятельно комментировать действия с любимыми игрушками и предметами ближайшей окружающей среды. В отдаленной перспективе это способствует формированию у ребенка внутренней речи, что необходимо для его дальнейшего умственного развития.
2 – 3 года: закрепление навыков
После 2 лет малыш продолжает радовать вас новыми умениями и достижениями каждый день. Это результат активного развития восприятия, памяти, речи, мышления. У ребенка появляются новые потребности и интересы, он учится думать, общаться и говорить, становится более ловким и сильным.
В этом возрасте малыш закрепляет ранее усвоенные навыки, совершенствует свои умения, выводит их на более сложный уровень. Специалисты считают, что это период, когда закладываются основы будущих способностей ребенка. Поэтому не теряйте времени и приобщайте малыша к различным видам творческой и интеллектуальной деятельности: простейшие элементы математики, музыки, пения, рисования, танца уже вполне доступны в возрасте около 3 лет. Постепенно усложняйте задачи, которые предлагаете ребенку, и не забывайте его подбадривать.
Не торопите малыша, не требуйте от него быстрой динамики в совершенствовании усвоенных навыков и освоении новых, сейчас важно отработать их до полного автоматизма при глубоком понимании ребенком смысла и цели осуществляемой деятельности.
В этом возрасте ребенку не нужны принципиально другие игрушки, но они могут стать сложнее. Можно выбрать для него более сложные строительные наборы и конструкторы, докупить игровые фигурки, вместо тряпичной куклы подарить малышу куклу-пупса, мяч поменьше и пазлы с большим количеством кусочков меньшего размера.
Если вы занимаетесь с ребенком на свежем воздухе, к набору для игры с песком можно добавить мельницу (она пригодится и для игры с водой). Продолжайте читать, смотреть картинки, играть в лото и рамки-вкладыши.
Начало развития воображения
И все-таки у этого возраста есть свои особенности, пусть они и не так сильно бросаются в глаза, как черты, например, периода от 0 до 1 года. Одной из них является развитие воображения, особенно во втором полугодии (от 2,5 до 3 лет). Ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации — например, выполняя просьбу взрослого, может показать, как мышка тихо-тихо бегает на лапках (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т. п.
С развитием воображения и памяти для ребенка становятся более привлекательными и продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, игра (ролевое поведение) и др. В них малыш может видеть полученный результат.
Продуктивные игры способствуют совершенствованию отражательной способности мозга, то есть имеют прямое отношение к развитию умственной активности и формированию интеллекта. Если до 2 лет ваш малыш не интересовался такими играми, займитесь этим сейчас: лепите, рисуйте, делайте поделки из природного материала и обязательно хвалите результат.
Устанавливаем порядок
Для вас удивительно, что в этом возрасте ребенок сам стремится организовать пространство вокруг себя. Он ценит ритуалы и устанавливает порядок в окружающем его мире.
У малыша формируется его собственное игрушечное хозяйство и уклад жизни: у кукол с мебелью есть свой уголок в детской, кубики и конструкторы хранятся в коробке, посередине комнаты расчищается пространство для перевозки пассажиров и грузов, у стены встает столик и стульчик для игр с маленькими зверушками и куколками, а также для творческих занятий. Некоторые малыши пытаются строить себе домики из подручных материалов, внутрь которых перебираются жить их самые любимые игрушки.
Так малыш готовится к настоящей сюжетно-ролевой игре, которой он займется после 3 лет. Если раньше он только кормил куклу, укладывал ее спать и в целом буквально и довольно хаотично повторял действия взрослых, то скоро он начнет создавать творческую игру. В ней возникнут реалистичные сюжетные коллизии и осознанное принятие ребенком на себя выбранной роли (доктор, мама, учитель).
В таких сюжетно-ролевых играх будут участвовать куклы и животные, вспомогательными предметами могут быть: игрушечный транспорт, домики, кукольная мебель, посуда и одежда и др. Играйте вместе с ребенком, предлагайте различные сценарии, вовлекайте кроху в придумывание способов развития событий внутри истории, которую вы вместе разыгрываете. Большое количество игрушек, задействованных в игре, может сбить малыша с толку, поэтому старайтесь ограничиваться самым необходимым.
3 – 4 года: ролевые игры
Начиная с 3 лет малыши играют совсем иначе. Теперь ребенку интересны ролевые игры, где он может вообразить себя кем-то. Он проигрывает разнообразные ситуации, пытаясь разобраться в человеческих отношениях. Именно в игре ребенок начинает понимать, что такое добро и зло, начинает фантазировать, формировать свой внутренний мир.
В этом возрасте ребенку нравится играть с небольшими героями, которых удобно расставить на полу и на столе. Это могут быть:
- Некрупные фигурки животных и куколок, предметы быта, кукольная мебель, посуда и одежда (хорошо, если герои помещаются у ребенка в руке);
- Чтобы развернуть целый сюжет с магазинами, кафе, заправками, лодочными станциями и аэропортами, удобно использовать различные игровые конструкторы типа Lego с крупными деталями и наборами, в которых есть дома, фигурки животных, транспорт;
- Помимо этого, для развития фантазии у ребенка обязательно должны быть наборы универсальных строительных блоков, которые дадут ему большую свободу творчества;
- В 3 года дети любят повторять действия взрослых. У ребенка пробуждается интерес к тематическим игровым наборам: «Доктор», «Парикмахерская», «Столярный стол» и др. В таких играх малыш учится переодевать, кормить, лечить, ремонтировать и т. д., примеряя на себя различные социальные и профессиональные роли.
Трехлеткам еще трудно принимать на себя новые роли, и здесь ребенку нужна помощь взрослого. Можно предложить малышу самому выбрать себе роль («Ты — доктор или пациент?»), принять на себя партнерскую роль и действовать в соответствии с ней, помогая ребенку вживаться в его образ.
Если малыш настойчиво предлагает вам одну и ту же игру, не пугайтесь: он отрабатывает значимую для него сейчас модель поведения и социального взаимодействия. Время от времени вы можете вносить в ваши совместные игры новые элементы и сюжеты: это обогащает внутренний мир малыша и не дает скучать вам самим.
Активное развитие воображения
Игры на воображение начинают интересовать малыша особенно сильно в 3 – 5 лет. К 4 годам ребенок играет в куклы и учится обыгрывать характеры персонажей и их отношения. Доктор может быть добрым или строгим, веселым или грустным, а пациент может слушаться, а может, по разным причинам, капризничать и т. д.
Сейчас ребенок с любопытством изучает героев и персонажей. Продукты «Агуша» с изображением котенка, например слоеный творог, могут привлечь его внимание: интересный персонаж может вызвать любопытство малыша и стать героем его игр, развивающих воображение.
Социальные роли и модели ребенок наблюдает в ближайшем окружении (семья, детский сад, игровая площадка) и начинает примерять их на себя, теперь уже окрашивая эмоционально. Важно не вмешиваться в этот процесс, не давить на ребенка, склоняя его к той или иной модели поведения и роли, а дать «наиграться» в те, которые он решает попробовать.
Добрые книги, мультфильмы, пример старших в семье и поддерживающие разговоры сделают свое дело, не бойтесь, что ребенок выберет для себя что-то ужасное или неприемлемое. Главное не пускать все на самотек.
К возрасту 3 лет у ребенка может появиться любимая игрушка, с которой он не желает расставаться ни на минуту ни в доме, ни на прогулке. Плюшевая зверушка, малыш-голыш или фигурка животного — эта игрушка становится надежным поверенным во всех делах ребенка, он посвящает ее во все свои секреты, делится с ней обидами и тайными желаниями. На ней отрабатываются первые доверительные дружеские взаимоотношения, в этом ее главная ценность.3 года — непростой период жизни ребенка. Это этап, который называют «кризисом трех лет»: малыш взрослеет и хочет проявлять больше самостоятельности и независимости от родителей, хотя психологически стать по-настоящему независимым пока не может. В компании с другом малышу будет легче преодолеть психологические трудности этого возраста.
Развитие мелкой моторики
Хорошо развивают мелкую моторику занятия творческими видами деятельности: лепка из пластилина, рисование красками, создание аппликаций из белой, цветной бумаги и картона при помощи ножниц и клея (выбор материала ограничен только вашей фантазией). Заодно можно поработать и с мотивацией: предложите малышу сделать вместе поздравительную открытку бабушке или картинку для детской. Ребенок в этом возрасте очень гордится результатами своего труда — оцените их по достоинству и вы.
Простые динамические и творческие конструкторы тоже уже можно вводить в игровое пространство детей: они развивают абстрактное мышление, пространственное воображение и совершенствуют мелкую моторику, постепенно готовя руку к письму.
В этом возрасте ребенка уже надолго могут занимать более сложные пазлы, различные виды лото и домино. И здесь малышу очень важно ваше участие. Ребенок, который остается один на один с коробкой пазлов, скорее всего, сведет игру к механическому подбору деталей картинки. А развивающая функция этой игры заключается в формировании образов и представлений ребенка. Ваша задача — помочь малышу удержать в сознании собираемый образ.
С маленькими детьми можно придумывать разные истории и сказки по картинкам, которые рассказываются по мере их составления.
Старайтесь не вмешиваться в самостоятельные игры и занятия ребенка с «ценными» указаниями, «как надо» выполнять то или иное действие. Оставьте малышу свободу творчества и возможность независимого поиска решения различных игровых задач.
Итак, мы поговорили о возрастных особенностях развития детей от года до 4 лет и видах игровой деятельности в этот период. Некоторые игры мы не обсудили. Например, большие игровые центры — слишком насыщенные и шумные, они сенсорно перегружают мозг ребенка, а развивающего компонента в себе почти не несут. Здесь же можно упомянуть электромобили, заводные игрушки, радиоуправляемый транспорт: они могут вызвать восторг у ребенка, но играть с ними не так уж полезно и интересно, потому что набор манипуляций в этом случае ограничен до минимума.
Подробнее о мелкой моторике мы рассказываем здесь. А для полноты картины мы составили Топ-50 игрушек для детей до 4 лет, ради которых вы могли бы выделить место в детской (cсылка на инфографику).
Приятных игр вашим малышам!
Список использованной литературы
- Попова И. М. Большая книга для мам. Москва: Издательство «АСТ», 2018.
- Костина И. В., Бражко Ирина. Большая книга российской мамы. Москва: Издательство «АСТ», 2016.
- Комаровский Е. О. 365 советов на первый год жизни вашего ребенка. Москва: Издательство «Эскимо», 2018.
- Чеснова И. Е. Я буду лучшей мамой. Москва: Издательство «АСТ», 2017.
- Макнамара Дебора. Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а маленькие дети растят взрослых. Москва: Издательство «Ресурс», 2016.