Время чтения: ~ 1 мин

Общаемся с малышом, который учится говорить

Нужно соблюдать единые требования к речевому общению с ребенком всем близким взрослым, которые проводят с ним большую часть времени: разговаривать с ним должны все и в любой возможной ситуации — в быту, во время игр и занятий, походов в магазин или в гости. Так как навык речи формируется у малыша на основе подражания, необходимо, чтобы речь окружающих была правильной, могла стать образцом. У детей усвоение речевых эталонов происходит спонтанно, неосознанно, поэтому существует опасность выбора ребенком неправильного варианта речи, который со временем закрепляется. Кроме того, малыш копирует другие стороны речевого процесса: силу голоса, темп и ритм, интонационную насыщенность — в целом манеру говорить. Старайтесь исключить сюсюканье с ребенком.

Учитывая это, нужно стремиться сделать так, чтобы речь окружающих взрослых и старших детей отвечала следующим требованиям: 

• правильность — взрослые должны говорить чисто, без речевых нарушений;

  • четкость — слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;

  

• простота — взрослый говорит простыми короткими фразами из 2 – 4 слов; 

  • повторяемость — одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый употребляет по несколько раз во время одного занятия, а потом повторяет их на следующих; 

  

• богатство — взрослый использует разные интонации, меняет силу голоса и темп речи, делает паузы.

При задавании вопросов не следует требовать от малыша мгновенного ответа. Взрослый спрашивает, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, трогал и рассматривал, взаимодействовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомую вещь.

Вам понравилась статья?

К списку статей