Когда начинать коррекцию звукопроизношения?

Анна Андреевна Притворова

Логопед
Формирование тех или иных звуков происходит у ребенка в определенном возрасте. Сначала — к возрасту 3 лет — в речи малыша появляются простые звуки: [б], [м], [в], [п], [т], [д], [к], [г], [х], [в], [ф] и их мягкие пары. До 3 – 4 лет дети часто произносят согласные звуки смягченно, это естественный этап речевого развития.


Затем малыш учится произносить более сложные звуки. К 4 годам дети осваивают свистящие согласные [с] – [с’], [з] – [з’]. К 4 – 5 годам ребенок уже правильно произносит шипящие [ш], [ж], [ч], [щ] и [ц]. И только к 5 – 6 годам в речи появляются звуки [р] – [р’], [л] – [л’].
Если малыш не произносит какой-то звук или группу звуков, искажает их, заменяет, необходима коррекция звукопроизношения — не надо ждать, когда у ребенка оно «само» станет нормальным.


С 3 до 4 лет следует проводить работу, направленную на коррекцию звуков [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [д], [д’], [н], [н’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [й], [ф], [ф’], [в], [в’].
С 4 до 6 – 7 лет малыш тренируется произносить звуки [c], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’].


Вот как строится работа логопеда: 

1) постановка звука, то есть логопед подготавливает органы артикуляции к укладу, который способствует нормализованному произнесению; 

2) автоматизация звука — процесс, направленный на то, чтобы ребенок произносил поставленный звук не только в повторяемой речи, но и самостоятельно в словах, фразах, стихах; 

3) дифференциация — когда малыш отличает звук от других, схожих по звучанию.


На этапе постановки главная роль отводится логопеду, а в автоматизации очень помогут ежедневные занятия в домашних условиях, так как без многократного повторения сформированные навыки утрачиваются.