Кризис 1 года

Суркова Лариса Михайловна

Блогер, психолог, опытная мама
Ваш любимый малыш, ваш ангелочек еще вчера лежал, сидел, агукал и гулил. И вдруг, совершенно неожиданно для вас, он начал меняться. «Ребенка как будто подменили», — говорят вам родные. То слезы, то смех, то истерики на ровном месте. Он все хватает, бросает, отбирает у других. Он перестал слушаться, отказывается от еды, рвет обои, пугает кошку, бьет и кусает маму или бабушку, зашедшую в гости, и, кажется, делает все, чтобы вас разозлить. Поздравляем, малыш дорос до кризиса 1 года!


Жизненные трудности годовалого ребенка


Итак, этап младенчества закончен, начался период раннего детства (от 1 года до 3 лет).
Представьте: вы все понимаете, четко знаете, чего хотите, просите окружающий мир о помощи, обращаетесь к самому-самому близкому человеку, своей маме, а она, как и все вокруг, не понимает! Ну что еще в этой ситуации сделать, кроме как выгнуться, зарыдать, укусить, ударить...


Так чувствует себя малыш от 9 месяцев до 2 лет, когда головной мозг развивается быстрее, чем вербальные навыки и физические способности. Объем информации огромен, и он впитывает ее, как губка. В какой-то момент нервная система малыша, переполненная реками полезных и бесполезных данных, не выдерживает и требует перезагрузки. Выход эмоций у ребенка один — крик в сопровождении невербальных (поведенческих) проявлений: ударов, укусов, пинков.


Не кризис, а этап


Психология не говорит об этом возрасте как о кризисном. Такое название ему приписывают родители. Для них это и правда кризис или, скорее, шок. Был чудесный малыш, целовал маму, обучился играть в ладушки, махать «пока-пока» и другим детским радостям. А тут — маленький, неуправляемый монстрик! Но в действительности никакой это не кризис, а всего лишь этап развития.


Малыш ощущает себя самостоятельной личностью и хочет познавать мир. Он разбрасывает игрушки: ему нравится наблюдать, как они падают. Например, мячик поскачет, машинка упадет, кольца от пирамидки могут покатиться, а карандаши разлетаются, как салют! Ребенок впервые видит такое многообразие явлений, и, конечно, ему хочется все повторить. Круг предметов, попадающих в поле зрения юного экспериментатора, расширяется, он начинает замечать вазочки на полках, его интересует папина бритва, хочется попробовать мыло на вкус. Все это — проявления естественного и очень сильного стремления к развитию. Постарайтесь понять, почему ребенок ведет себя тем или иным образом, что он хочет этим сказать. Запреты, которые, конечно, нужны, должны быть сведены к минимуму, но придерживаться их необходимо всегда. Говорить с ребенком следует серьезным тоном, так как дети лучше понимают интонацию, чем смысл сказанных вами слов.


Главная проблема — отсутствие речи. Ребенку уже очень многое надо до вас донести, особенно — свои желания, а вы не понимаете. Каждый раз такую ситуацию малыш воспринимает как трагедию. Он злится на маму и не знает, как выразить все, что хочет, кроме как вцепиться зубами!


Физическое развитие ребенка в 1 год


К году у ребенка появляется масса новых навыков и изменений в физическом развитии.


1. Начинает ходить, а значит, падать. И управлять своим телом очень непросто. Малыш устает физически.


2. Лезут самые «тяжелые» и болезненные зубы, следовательно, помимо зубов, болит и голова.


3. Меняется работа вкусовых рецепторов. Раньше было не важно, что есть, а теперь появились пищевые пристрастия.


4. Меняется режим дня, количество сна — это очень тяжело физически.


Продолжительность кризиса


В отличие от кризиса 3 лет, этот непростой период бывает почти у 100 % детей, и, как говорят психологи, если мама заявляет, что этого не было с ее малышом, она просто не помнит. Память заблокировала негативные воспоминания. Но длится кризис 1 года недолго, обычно продолжительность острого этапа составляет 2 – 3 месяца.


Более того, примерно в 1,5 года наступает период затишья. Малыш мирно играет с другими детьми, гуляет с вами за ручку, хорошо кушает, послушно складывает пирамидку. Это полгода счастья, передышка для мамы перед первым серьезным испытанием — кризисом 3 лет.


Учимся справляться с кризисом


Хотите знать, что делать?


1. Во-первых, терпеть! Не проявлять агрессию! Ни в коем случае нельзя малыша бить, шлепать и применять другие способы физического наказания. Не кричите! Ребенок будет «зеркалить» вашу реакцию и кричать еще громче вам в ответ.


2. Отвлекать. Запаситесь парой десятков вариантов, как эффективно отвлечь малыша от его проблемы. Посмотреть в окно, почитать книжку, взять игрушку, приготовить яркие картинки, краски, покормить птичек, сходить на пруд, поймать лягушку, посмотреть, как тает снег, — уверена, вы придумаете что-то свое!


Самые распространенные проявления кризиса


Разберем ряд самых частых жалоб мам.


1. Ребенок все отрицает, машет головой или говорит «нет». В ответ на любое действие бьет маму или кусает.


Это время в психологии называют «периодом постоянного или систематического отрицания». Почему так случается, до конца не известно. Это нормальный процесс созревания личности и осознания себя индивидуумом. Впервые маленький человек начинает осознавать: мое слово что-то значит. Конечно, мы с вами, как взрослые люди, понимаем, что в 90 % случаев он не хочет говорить «нет». Это такой парадокс. В нем лежит корень ответа и на вопрос «что делать?». Фильтруйте. Если ребенок говорит «нет» после вашей просьбы его поцеловать — оставьте его в покое. Если он отвечает отказом на предложение поесть — выслушайте и посадите за стол. Почти наверняка он согласится. Ведь свою важную роль он уже показал.
Часто отрицание сопровождается укусами, ударами и злостью. Почему? Думаю, вывод для вас уже очевиден: ребенка не услышали. Он же сказал — нет. Будьте внимательны к мнению маленького человека, который ощущает себя большим.


Станет чуть легче, когда ребенок перейдет на следующую стадию развития — научится составлять смысловой ряд от слова к действию. Например, вы говорите «идем на качели», он отвечает «нет». И это не просто «нет», а желание пойти в песочницу. Такое случается ближе к 2 годам.


2. Ребенок плохо ест или хочет управляться с едой сам. Он желает щупать ее руками, понимать, какая она, из чего сделана, теплая она или холодная, липкая, гладкая, шершавая. Он хочет переживать первобытный момент «я добыл еду и съел ее сам». Но это же грязь! Все надо будет убирать, мыть малыша и тратить много времени. Это огорчает маму. И самое главное: если дать ребенку «свободу» за столом, он будет голодный, потому что мало съест!


Не раздувайте слона из мухи! Возьмите себя в руки и поймите: это важнейший этап развития ребенка, совмещающий в себе и мелкую моторику, и сенсорику, и много чего еще. Можно взять пленку и застелить часть пола. Можно придвинуть вплотную к взрослому столу детский стульчик, сделать чехол на него. Приготовьте для ребенка свою тарелку и свою мини-ложку. Кладите небольшую порцию еды в эту тарелку и позвольте пользоваться ложкой. Если вы дадите ему кусочки, а не пюре или суп, он сможет и руками есть, и не сильно пачкаться, и учиться жевать.


Если ребенок скидывает тарелку на пол, строго говорите, что делать этого нельзя, будет грязно и маме много убирать. Когда надевает тарелку на голову — дайте ему это сделать один раз. Пусть он ощупает свои липкие волосы — и потеряет интерес.


3. Ребенок не дает себя одеть.


Во-первых, малыш начинает по-новому ощущать свое тело. Любое раздевание дает возможность почувствовать прикосновение воздуха к коже, испытать новые ощущения. Во-вторых, он считает себя вполне взрослой личностью, которая вправе сама решать, когда ее одеть, когда раздеть, причем этот момент у вас и у него точно не будет совпадать.
Зная, что этот возраст уже настал, имейте всегда запас времени. Дайте ребенку 5 – 10 минут — на самоопределение. Чуть-чуть побегать голышом, проветриться. После этого он будет считать, что его воля реализована. Вы сможете его взять и одеть, проявив твердость и объяснив необходимость таких «жестких мер».


Сложнее, если вы ограничены во времени. Например, в кабинете врача, где надо делать все быстро, и желательно, чтобы ребенок не орал. Единственный разумный шаг взрослого человека в подобной ситуации — ласково, но твердо взять малыша на руки, поговорить с ним, постараться его отвлечь и одеть, несмотря на крики, которые, впрочем, очень быстро прекратятся, если вы будете действовать именно так.


Ваша спокойная непреклонность поможет прекратить эту сцену и даст малышу возможность перестать протестовать, не испытывая из-за этого ни малейшего смущения, не чувствуя себя побежденным. Очень скоро его поведение изменится, и он снова станет милым и послушным ребенком.


4. Малыш хулиганит, везде сует свои пальцы и делает разные опасные вещи.


В возрасте 15 – 20 месяцев ребенок входит в фазу, которая называется «исследователь». Его мозг, психика, все высшие психические функции начинают развиваться с совершенно дикой скоростью. 


Поверьте, сует ли он пальцы в розетку или хватает горячую чашку — делает это кроха не для того, чтобы досадить вам или навредить себе. Он хочет ЗНАТЬ! Безумная, неконтролируемая сила тащит его вперед и заставляет все это творить.

Чем вы можете помочь? Самое главное — разграничить для себя и для ребенка две категории: можно и опасно. 


Все, что опасно, должно быть ограничено запретами. Совершенно категорическими. Нельзя всегда и последовательно, без исключений. Всевозможные ограничители вам в помощь!
Главное, помните: пока еще он это делает не вам назло, а желая понять мир, узнать и развиться.


5. Часто мамы спрашивают, как говорить ребенку «нет» и «нельзя» и добиваться своего.
До 2, 5 – 3 лет любой запрет должен быть оправдан. Оправдание в этот момент одно: все, что опасно для жизни, запрещено.


Нам, конечно, очень хочется привить ребенку хорошие манеры. Рассказать, что нельзя стягивать с педиатра бусы или залезать в чужую сумку, но, к сожалению, понять этого он сейчас не может (как, в принципе, разграничить «мое» и «чужое»).


Кроме того, у ребенка на этом этапе ведущую роль играет кратковременная память. Он не сопоставляет ситуации и не ищет схожести. Если дома не разрешают совать пальцы в розетку, это совсем не означает, что так нельзя делать и в гостях. Потому главное правило — один запрет должен действовать всегда и везде!


Строгих ограничений не должно быть слишком много, потому что ребенок просто перестанет их воспринимать. 


Лучшая форма проявления запрета — это язык вашего тела. Делайте достаточно строгое лицо, используйте возможность грозить пальцем. Не кричите, говорите всегда твердо и уверенно. Если в ответ на ваши действия малыш заплакал — не жалейте его. Этот плач — закрепление услышанного, и он быстро пройдет.


И помните: решение есть почти в каждой ситуации. От родителей в этот нелегкий период требуются разум и выдержка, и через какое-то время вы даже не вспомните, что кризис был.