Непоседа за столом
Ребенок быстро теряет интерес к еде и убегает играть? Превращает один полноценный обед в двенадцать перекусов? Берет маму измором, вынуждая кормить его в прыжке, в полете, но никогда — за столом? Многие родители считают, что единственный выход — ждать, когда ребенок «перерастет» такое поведение, и продолжают стоически выносить выкрутасы своего малыша.
В этой проблеме сливаются сразу несколько «больных» родительских тем: детские капризы и борьба за власть со взрослыми, границы и нормы поведения, семейные ритуалы и пищевые привычки. Попробуем коснуться каждой из них и увидеть способы борьбы с «выскальзыванием» из-за стола.
1) Власть — родителям, кашу — детям. Когда малыш без разрешения взрослых выходит из-за стола — это бунт. Он выражается и в тысяче других мелких поступков — например, в истериках с киданием вещей на пол, в игнорировании запретов, в действиях «назло» родителям. Ребенок проявляет упорство, настойчиво требует, чтобы под него подстроились, угрожает и шантажирует, и зачастую родители сдаются без боя. Во главе семьи находится двух-трехлетний карапуз, насаждающий свои порядки и управляющий твердой рукой.
Чтобы изменить эту ситуацию, взрослым — всем вместе — нужно договориться о единых требованиях и общем подходе к воспитанию ребенка. В том числе среди договоренностей должны быть правила поведения за столом.
2) Пограничные столбы в семье. Иногда кажется, что дома с властью все в порядке и родители чутко и мудро управляют народом — своими детьми. И все же в семейной конституции не хватает пары глав, касающихся поведения за столом. Например, маме удобнее покормить ребенка «на скорую руку» и дальше заниматься своими делами, а папе хочется, чтобы все вместе подолгу сидели за столом и общались, как было в его семье. В результате ребенок ест то так, то эдак и вообще предпочитает что-нибудь перехватить и побежать играть. Возможно, он и сам не знает, как правильно, но регулярно бывает наказан за нарушение норм, которые толком не установлены.
Сначала важно решить, что и как правильно в вашей семье, а потом показать это чаду на собственном примере. В том числе можно комбинировать разные подходы: завтрак, обед и полдник — в легком режиме, ужин — всем вместе и в общении. В этой ситуации малыш сам захочет посидеть со всеми подольше, потому что это интересно и здорово!
3) Застольные ритуалы. В возрасте 1 года самостоятельный маленький человек уже готов держать ложку в руке и пытается есть сам. Если мама отбирает у него ложку, чтобы покормить его поскорее и обойтись без разводов каши на стенах и потолке, ребенок уже на этом этапе теряет инициативу и ответственность за то, как и что ему есть. Малышу необходимо дать возможность овладеть ложкой, а позже — вилкой и ножом, а также сидеть за столом вместе со всеми. Ситуация, в которой трехлетний ребенок питается отдельно от всех, — это верный путь к побегам из-за стола. Малыш привыкает к тому, что у него свой режим и ритуал питания и только от него зависит, когда начать и когда закончить.
Но если ребенка включить в круг большой семьи, ему будет проще обучиться правильному поведению за столом. Особенно если перед ним, как и перед остальными, лежит салфетка и ему разрешают пить из стеклянного стакана, как взрослому. Прекрасная идея — придвинуть детский стульчик к «взрослому» столу.
Маленькие хитрости
1. Отказаться от перекусов, чтобы малыш садился за стол голодным.
2. Требовать, чтобы ребенок сидел со всеми, но разрешать ему самому выбирать, чем питаться, из продуктов, представленных на столе.
3. Хотя бы один прием пищи в сутки сделать общим, семейным, чтобы ребенок перенимал правила поведения за столом через подражание.
4. В выходные сделать один общий прием пищи праздничным — писать на стене меню и готовить вместе. Когда ребенок участвует в приготовлении какого-нибудь блюда, ему особенно важно, как его потом будут есть. В том числе он может помогать накрывать на стол.
5. Рано (насколько это возможно) перевести малыша за взрослый стол, чтобы в том, что касается приемов пищи, он чувствовал себя полноправным членом семьи, ел «как взрослый».
6. Ввести слово-маркер окончания еды. Например, выпускать малыша из-за стола тогда, когда он скажет: «Спасибо».
7. Не пускать обратно за стол после слова-маркера.
8. Если ребенок начинает капризничать за едой, ни в коем случае не уговаривать съесть ложечку «за маму и за папу». Капризничает — значит наелся. Наелся — скажи спасибо и можешь быть свободен.
9. Если ребенок категорически не может и не хочет сидеть со всеми за столом, дать ему возможность кормиться в своем режиме, но теми продуктами, которые приготовлены для всех. Смог подойти к столу, присоединиться, поесть, а потом уйти, никому не помешав, — молодец.
Когда дома есть четкие правила поведения («внутри» которых малыш волен делать что угодно), кухня перестает быть территорией вражды.