О малышах-гурманах и малышах-привередах

Инга Адмиральская

Детский психолог, семейный психотерапет
Для детей до 2 лет еда — это нечто значительно большее, чем белки, жиры и углеводы. Это способ узнавать и исследовать мир. Они изучают еду, как ученые, — медленно, вдумчиво, всесторонне. То, что нам кажется игрой (например, когда ребенок запускает в тарелку ручку, сжимает ее в кулачок и смотрит, как пюре протекает сквозь пальцы), для него — практический опыт, часть непрерывного исследовательского процесса.
 


Рот и все, что с ним связано, в этом возрасте центральная зона получения удовольствия, информации, впечатлений. Поэтому дегустировать разную еду и несъедобные предметы, грызть, облизывать, жевать — это любимые занятия ребенка. Почти все мамы однажды не смогли устоять перед искушением дать ребенку малюсенький ломтик лимона — помните, сколько удивления, восторга и трепета вызвал у вашего малыша незнакомый доселе вкус? Мой в этот момент скривился, полез пальцами в рот, а потом потребовал вторую дольку: ему нужно было еще раз пережить и исследовать этот опыт!
 


До какого-то момента дети хотят пробовать все, но уже в возрасте 7 месяцев вы можете обнаружить, что ваш ребенок способен формировать предпочтения, выбирая одну еду чаще другой. Ученые провели эксперимент на малышах от 8 месяцев до 1,5 лет, предлагая им для перекуса не одно блюдо, а несколько. Оказалось, что детям не все равно, чем их кормят, когда у них есть выбор. Они по-разному эмоционально реагируют на те или иные продукты, а в возрасте после года даже пытаются «перехватить управление» — взять у взрослого ложку и есть то, что больше понравилось.


Есть ли какие-нибудь общие предпочтения в еде у всех детей? Нет, каждый ребенок уникален. Кто-то обожает морковное пюре, а кто-то — яблочное. Если предлагать малышу чистые вкусы (яблочное пюре вместо яблочно-морковно-бананового), вы быстрее определите, что же он любит. Показателем его предпочтений является не только скорость поедания, но и возгласы восторга, общее оживление и даже аплодисменты, которыми ребенок порой «награждает» понравившееся ему лакомство. Наблюдать за детьми и их отношениями с едой — это большое удовольствие.
 


Как организовать эксперимент, если вам стало интересно изучить склонности своего ребенка?

•           Приготовьте несколько небольших порций еды — вполне достаточно трех. В эксперименте, проведенном учеными, детям предлагалось до пяти разных блюд, но мы с вами находимся не в лаборатории и готовим сами, без ассистентов и уборщиков. ☺

•           Каждая порция должна быть приготовлена из одного продукта, как мы уже обсудили выше.

•           Положите их на одинаковые блюдца и давайте по одной ложечке по очереди.

•           Между «подходами» к продукту делайте паузы, чтобы малыш успел разобраться, что к чему. Он должен быть не очень голоден, потому что в состоянии, которое можно описать словами «слона бы съел», вкус продукта мы воспринимаем не так ярко. Интересно, что выберет ваш малыш? Потихоньку вы сможете составить такое меню, чтобы в нем были именно те продукты, которые вызывают у него восторг. Это ли не счастливое детство?


Внимание: если ребенок категорически отказывается от еды определенной консистенции (например, твердой или кусочками), предпочитает пищу одного цвета или питание в необычных условиях (только в темноте или только на полу) — это тревожный симптом, здесь требуется консультация детского психиатра. Вычурные предпочтения в еде — одно из проявлений особенного пути развития ребенка, расстройства аутистического круга.
 


Маленькие секреты:

– тарелка с рисунком на донышке — это секрет наших прабабушек, заставляющий малыша с любопытством есть кашу;

– овощи и фрукты, порезанные на дольки и сложенные в пакет, могут быть отличной закуской во время прогулки в парке, даже если дома малыш не очень ими увлекается;

– если ребенок плохо кушает, можно посадить за стол его любимую игрушку и вместе в игровой форме «покормить» ее, а заодно и поесть самим.

Смотрите также