Тайм-менеджмент для детей
Понятие «время» у детей формируется позднее, чем представления о размере, весе, цвете, вкусе. Это связано с тем, что время нельзя попробовать на ощупь, минутки и секунды не укусишь и не возьмешь в ладошку. Для малыша время — это что-то абстрактное. Когда вы говорите, что времени мало или много, для вашего крохи это еще ничего не означает, но вам уже очень важно, чтобы он немного поторопился или, наоборот, умел делать что-то спокойно.
Уже в 3 года с временем надо начинать знакомиться — потихоньку, не спеша. В этом возрасте у малыша достаточно много «взрослых» дел — разных занятий, которые начинаются и заканчиваются в конкретный час: детский сад, бассейн или развивающая студия. У нас есть несколько простых техник, помогающих ребенку строить свои отношения с временем, — для каждого малыша найдется что-нибудь по вкусу. Все они основаны на технологии визуализации: ребенку нужно видеть время, трогать время, считать время, чтобы понять и принять его наличие.
1. Утро, день, вечер, ночь
Это задание требует небольшой подготовки, зато скрывает в себе огромные возможности. Вам нужно будет купить готовый тонкий фетр для поделок (четырех цветов), около одного метра ленты велкро («липучка»), клей для текстиля и плотный картон. Также необходимо немного посерфить в интернете, чтобы найти и распечатать на цветном принтере картинки с изображениями тех занятий, которые составляют вашу ежедневную рутину. Картинки нужно приклеить на плотный картон, вырезать и на обратную сторону прикрепить ту часть ленты велкро, которая с крючочками.
Итак, у вас есть симпатичные изображения ваших ежедневных занятий, и для них нужно создать фон. Возьмите фетр и вырежьте из него четыре сектора разных цветов: «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь». Наклейте их на круг из картона так, чтобы у вас получилось круглое поле (аналог циферблата, разбитого на отрезки по четверти часа). Готовое поле можно прикрепить к двери или повесить на стенку.
Выберите с ребенком момент, когда он готов позаниматься, и предложите ему вместе с вами найти среди картинок ту, на которой изображено какое-нибудь утреннее занятие. Пусть это будет, например, сцена умывания. Рассмотрите и опишите вместе с ним эту картинку, а потом предложите ему приложить изображение к сектору «Утро». Отлично, первый шаг сделан! Попросите найти еще одну картинку с утренним занятием. Завершите игру, когда изображения кончатся или вы увидите, что ребенок устал. В результате этого совместного творчества у вас появится конкретный наглядный объект, напоминающий малышу о том, что день разделен на части, а также о том, что для каждого времени суток есть свои дела. В воскресный день вы можете какие-то картинки убирать, а какие-то, наоборот, добавлять — это сразу внесет ощущение праздника! Кроме того, такое наглядное пособие помогает ребенку понемногу формировать привычки самообслуживания, поскольку напоминает о необходимых делах (умыться, одеться), в которых, к тому же, крохе легко ориентироваться — достаточно всего лишь посмотреть на картинки!
2. Будильник
Эта техника лучше работает с детками от 4 лет, которые любят заигрываться и с опозданием приходят к столу или укладываются в кровать. Для реализации вам потребуется симпатичный детский будильник с мелодичным звоном.
Когда малыш просит у вас посмотреть мультик или поиграть, а вы ограничены во времени, то достаете будильник и заводите его, например, на 20 минут. Ребенку нужно озвучить следующую инструкцию: «До обеда у нас осталось 20 минут, но, чтобы ты точно знал, когда истечет время на игру, мы с тобой заведем будильник. Как только он зазвонит, знай, что пришла пора обедать: тебе нужно будет положить игрушки в коробку и идти мыть ручки.
Договорились?» Зачем нужны такие сложности — будильник, инструкция, объяснения? Затем, чтобы снять с вас функцию контроля над временем и мамы-попугая с пятью напоминаниями. Ведь это очень здорово — быть мамой, которая готовит своему малышу вкусный обед, — и очень нездорово — мамой, разрывающейся между кастрюлей и напоминаниями сложить игрушки и идти мыть руки. Пусть неприятную часть возьмет на себя будильник, а вам останется приятная. Вы ее заслуживаете!
3. Лесенка дел
Если и можно как-то «потрогать» время, то это реально сделать через восприятие последовательности дел. Таким образом появляются понятия «сначала» и «потом», «раньше» и «позже», «по очереди». То есть детки выстраивают отношения со временем через понимание очередности дел. Сделать этот процесс наглядным помогают картинки-инструкции. В качестве примера можно взять процедуру одевания. Многие трехлетние малыши испытывают затруднения: что надеть сначала, а что потом? Чтобы помочь им в этом, понадобится наглядный план. И конечно же, лучше всего сделать его вместе! Все, к созданию чего малыш приложил собственные силы, воспринимается им как более ценный продукт (кстати, со взрослыми это тоже работает!).
Вам снова понадобятся картинки, распечатанные на цветном принтере, наклеенные на картон и вырезанные по контуру. И конечно, поле для них — белый лист из плотного картона. Нарисуйте на нем лестницу — ступенек должно быть столько же, сколько предметов одежды нужно надеть на себя вашему малышу. Положите «Лесенку» на стол и предложите ребенку вспомнить, что он надевает на себя в первую очередь при сборах на улицу. Например, колготки. Вместе наклейте картинку с колготками на первую ступень вашей «Лесенки». Что нужно надеть после колготок? Кофту? Клеим кофту на вторую ступеньку. И так заполняем всю «лестницу» до «финального аккорда» — шапки. У вас в руках готовый план одевания, который можно повесить рядом с платяным шкафом или входной дверью. Малыш может подходить к нему и проверять свою готовность или следить пальчиком в процессе одевания, не пропущена ли какая-нибудь «ступенька».