Все ли игрушки должны развивать?

Анна Александровна Костюкова

Педагог
Примерно до 2,5-3 лет ребенок особенно стремится к реальным действиям, к упорядоченности, к независимости и самостоятельности. Ролевые, фантазийные игры — всему этому придет свой срок. А пока... Ребенку гораздо важнее понять закономерности реального мира, понять причинно-следственные связи, стать частью этого мира, развивая свои движения и практические навыки. Поэтому не стоит в раннем возрасте ребенка увлекаться, к примеру, ролевой игрой, даже если вам она более близка и понятна: пока что ведущую роль в ней все равно будет играть взрослый, малыш еще не в состоянии придумать игру такого рода и всерьез ею увлечься.


У раннего возраста другие задачи: научиться управлять своим телом, развить координацию движений, освоить более сложные движения пальцами. Поэтому и занятия, которые особенно увлекают ребенка в возрасте до трёх лет, выглядят соответствующе:
• лазание по лестнице, ходьба по бордюру (управление телом)
• разнообразные игры с мячом
• переноска предметов (координация движений)
• игры с небольшими предметами, ёмкостями
• интерес к нанизыванию, разного рода застежкам (развитие мелкой моторики, понимание причинно-следственных связей)


Все эти занятия и игры исходят из внутренних потребностей ребенка, они не придуманы искусственно. Поэтому игрушки, удовлетворяющие эти потребности, являются развивающими по определению. Если игрушка не удовлетворяет хотя бы одну из перечисленных потребностей, то её польза будет весьма сомнительна.