Всегда ли речь зависит от уровня развития мелкой моторики?

Алла Васильевна Белякова

Невролог
Часто родители склонны преуменьшать значение задержки речи у ребенка, упуская возможность своевременной помощи.


В большинстве случаев задержка речевого развития у детей раннего возраста возникает, если родители уделяют мало времени развитию речи. Кроме занятий мелкой моторикой, важное значение играет речевой контакт с ребенком. Не востребованность, не нужность речи для ребенка возникает, если с ним никто не разговаривает, либо родители угадывают все его желания и говорят с ним, не формируя потребность выражать свои желания и эмоции словами. 


В настоящее время частая причина задержки речевого развития это убеждение родителей, что ребенок может научиться говорить самостоятельно, слушая аудиосказки или смотря мультики по телевизору. При этом малыш привыкает не вслушиваться в слова и смысл, а машинально, не вдумываясь, повторяет цитаты из услышанного. В дальнейшем могут возникнуть проблемы с непослушанием ребенка, так как он «не слышит» сказанных родителями слов. Такая же ситуация возникает, если родители очень быстро говорят, либо говорят/читают текст, не понятный для малыша. Рекомендуется читать сказки с повторениями слов («Колобок», «Теремок» и др.), чтобы малыш научился вычленять из текста отдельные слова.


Развитие речи происходит только при совместной деятельности ребенка и взрослого! 


Кроме этого ряд ситуаций также может привести к задержке речевого развития:
- Ребенок воспитывается в двуязычной семье. Малышу трудно воспринимать два языка сразу, трудно их разграничить. Поэтому в таких семьях дети начинают хорошо говорить только с 4-5 лет. Но на двух языках.
- В ряде случаев отмечается замедленный темп созревания нервных клеток речевого центра головного мозга, чаще обусловленный наследственностью (кто-то из родителей заговорил поздно).
- И самой частой причиной задержки речевого развития является ППЦНС (перинатальное поражение центральной нервной системы), которое может быть обусловлено нарушениями течения беременности и родов (гипоксия/асфиксия, травма, инфекции, недоношенность и др.).  При этом может нарушаться как функция речевого центра, так и органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба, лицевых мышц.
- Задержка речи может быть связана с нарушением слуха у ребенка. Речь формируется на основе услышанного, и если есть проблемы со слухом, то также возникают проблемы с речью.
- Ряд заболеваний сопровождается задержкой речевого развития: аутизм, задержка психического развития, ДЦП, генетические и хромосомные болезни.
- Дети, которые уже разговаривали, могут прекратить говорить из-за какой-либо стрессовой ситуации (испуг, ссоры взрослых, неожиданное оставление ребенка одного в незнакомом месте и др.)


Если у вашего малыша имеется недостаточное на ваш взгляд речевое развитие, обратитесь к детскому неврологу и ЛОР-врачу. 

Смотрите также