Содержание

Методики развития детей раннего возраста

Методики развития детей раннего возраста

Что называют ранним развитием, полезно ли оно, в чем состоят самые популярные методики, чем руководствоваться при выборе подхода для своего ребенка, как понять, что он готов к раннему развитию. Надеемся, вы уже познакомились с методиками раннего развития Марии Монтессори и Никитиных, а также узнали о вальдорфской педагогике — обо всем этом мы рассказываем в первой части статьи. Давайте изучим и другие методики развития детей раннего возраста:

  • Методика Гленна Домана;
  • Метод Сесиль Лупан;
  • Методика Зайцева.

Методика Гленна Домана

Основоположником идеи интенсивного физического и интеллектуального развития в чистом виде является американский врач-физиотерапевт Гленн Доман. Разработанная им методика раннего развития проросла из его программы реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. Ему принадлежит идея интенсивной стимуляции внешними раздражителями головного мозга, способствующей тому, что непораженные клетки этого органа берут на себя функцию пораженных и обеспечивают нормальное когнитивное (познавательное) и физическое развитие детей раннего возраста.

Доман придумал показывать младенцам карточки с картинками, поначалу — с точками, позже — с изображениями предметов и явлений окружающего мира. Помимо этого, с детьми занимались специальной гимнастикой, стимулируя их двигательную активность. Интенсивность занятий увеличивалась, вместе с ней росли успехи детей, которые довольно быстро показывали отличные результаты в физическом и интеллектуальном развитии, обгоняя своих здоровых сверстников.

  • Успех методики так впечатлил общественность, что ее решили применять в обучении здоровых детей.
  • Суть метода в том, что ребенок усваивает символы, понятия и факты, запоминая визуальную информацию, многократно показываемую ему в виде карточек, на которых изображены знаки, слова, математические и химические формулы, географические единицы, исторические события, животные и растения, планеты Солнечной системы и т. д. Взрослый быстро показывает карточки, четко произнося названия соответствующих объектов, и дает некоторые поясняющие комментарии.
  • Материал подается тематическими блоками (по дисциплинам), повторяется несколько раз с разной скоростью и постепенно усложняется, обрастая деталями. Предполагается, что таким образом можно вырастить гения, вложив в ребенка с любыми стартовыми интеллектуальными возможностями энциклопедические знания.
  • Доман и его последователи верили в то, что человеческий мозг наивысшими темпами развивается до 3 лет, а к возрасту поступления в школу этот процесс прекращается. И задача сопровождающего взрослого — родителя, педагога — успеть в первые 3 года вложить максимум знаний. Ребенок при этом выступает как пассивный объект обучения.
  • Активность ребенка, по Доману, проявляется в других занятиях — физических. На них он делал особую ставку, придерживаясь точки зрения, что они являются залогом успешного интеллектуального развития.
  • Гленн Доман разработал систему гимнастических упражнений по стимуляции двигательной активности. С рождения малыша не пеленают, выкладывают на живот, не дают затухать его врожденным рефлексам (хватание, ползание), а, наоборот, при помощи определенных упражнений и приспособлений («треки Домана») их поддерживают и развивают. В результате дети рано начинают ползать, ходить, бегать, выполнять сложные акробатические трюки.

Дети с раннего возраста отрабатывают упражнения на тренировку вестибулярного аппарата, хваты, висы, кувырки, преодолевают различные препятствия, карабкаются, прыгают, приседают, лазают по канату и деревьям и делают многое другое. Невероятно, но факт: те, кто справляются с таким объемом разнообразной физической нагрузки, уже к возрасту 2, 3, 4 лет прекрасно плавают, скачут на лошадях и выполняют сложные элементы на гимнастических снарядах. В нашей стране широкое хождение получила динамическая гимнастика, элементы которой пришли в том числе и из системы Домана.


Основные принципы подхода Гленна Домана

  • Мозг ребенка — компьютер, запомнит все, что в него вкладывается.
  • То, что усвоено в раннем детстве, останется в памяти навсегда.
  • Любой ребенок может стать гением.
  • Раннее развитие — ключ к гениальности.
  • Начинать развитие ребенка необходимо как можно раньше, с самого рождения.
  • Мозг растет и развивается в работе, его рост заканчивается к 6 – 7 годам.
  • Все маленькие дети испытывают естественную потребность в познании, ее необходимо как можно раньше и как можно более объемно удовлетворить.
  • Лучшие учителя ребенка — родители.
  • Организованность, систематичность, последовательность, регулярность и хорошая подготовленность занятий.
  • Занятие заканчивается до того, как ребенок потерял интерес.
  • Разнообразие и новизна материала.
  • Создание родителями подходящей обстановки для занятий (чтобы ничего не отвлекало).
  • Занятия должны приносить радость обоим — и родителю, и ребенку.
  • Важно радоваться успехам ребенка и хвалить его за достижения.

Гленн Доман делает серьезный упор на физическую активность ребенка, и ожидания взрослых оказываются оправданы в ближайшей перспективе. Дети, родители которых занимались с ними динамической гимнастикой и другими упражнениями для вестибулярного аппарата, действительно демонстрируют хорошую координацию движений, им легко даются любые физические навыки, они не боятся осваивать новые виды двигательной активности, чувствуют собственное тело, доверяют своим чувствам. Довольно неплохая база для хорошей самооценки, не правда ли?

Что стоит учесть при выборе методики Домана

  • В системе Домана совсем нет места творческим занятиям. Изобразительное, прикладное, музыкальное и танцевальное искусство вне сферы интересов в данной методике. Свобода самовыражения ребенка в ней не предусмотрена в отличие, например, от вальдорфской педагогики, которая, как вы уже сами увидели, является прямой антитезой подходу Домана.
  • Наконец, поскольку в рамках этой концепции в интеллектуальном развитии ребенок выступает как получатель знаний, а не активный их искатель, неистово следуя одной лишь методике Гленна Домана, жажду познания довольно легко не только проглядеть, но и заглушить, а вместе с ней — и любую познавательную инициативность в недалеком будущем.
  • Поэтому механическое копирование инструментария, предложенного Доманом, исключительно пассивная передача ребенку энциклопедических знаний без их осмысления вряд ли приведет к настоящему интеллектуальному развитию, которое является заявленной целью метода. Интеллект — это не набор разрозненных фактов в голове, а способность видеть в них взаимосвязи и самостоятельно выстраивать их, применять усвоенные знания и выработанные умения в решении задач самого разного рода — будь то интеллектуальные, профессиональные или социальные.

В век, когда благодаря цифровым технологиям информация может быть получена в течение считаных секунд, память на факты теряет свою ценность в сравнении со способностью быстро и грамотно анализировать информацию, а для этого ребенка нужно учить размышлять над тем, что он узнаёт, искать причинно-следственные связи и создавать новые смыслы. Механистически натренированный мозг на это не способен.

Метод Сесиль Лупан

Сесиль Лупан не имеет отношения к сообществу психологов, педагогов или детских врачей. В прошлом актриса, после рождения дочерей она целиком посвятила себя их воспитанию. Теперь Сесиль лектор, просветитель и автор книги «Поверь в свое дитя».

В книге подробно разбираются конкретные упражнения и виды игр с малышом на развитие двигательной активности. Вслед за Доманом Лупан рассматривает физические упражнения как основу интеллектуального развития ребенка. Также она изучает игры для обучения чтению, письму, логике, счету, музыке, рисованию, истории, географии, иностранным языкам и плаванию.

Как появился метод Сесиль Лупан

Когда-то Сесиль Лупан посетила семинар Гленна Домана, вдохновилась и решила использовать его методику в развивающих занятиях со своей старшей дочерью. Опытным путем было установлено, что дети все-таки разные, и, если ребенок не проявляет выраженного интереса к определенному виду деятельности или упражнению, настойчивость взрослого тут не лучший помощник.

  • Девизом воспитания и развития для Сесиль Лупан стало уважение к ребенку, следование его желаниям, интересам и потребностям. Акцент делается не на занятиях, а на содержательном общении с воспитанником. Взаимодействие мамы и ребенка должно приносить радость обоим, и истинный смысл его не сухая и скрупулезная передача знаний на основе методик и советов педагогов и психологов, а открытие маленькому человеку мира во всем многообразии его проявлений.
  • День у Сесиль Лупан как у мамы представляет собой череду обычных рутинных занятий: купание, кормление, массаж, прогулки, гимнастика, укладывание спать, чтение и совместные игры. При этом минуты общения с малышом наполнены у автора не чувством долга и самопожертвованием, а любовью, принятием, радостью и желанием этой радостью поделиться.

Смысл раннего развития по Лупан

Раннее развитие ребенка для Сесиль Лупан не самоцель, она не рассказывает, как воспитывать и интенсивно обучать малыша, а делится философией, объясняющей, как наполненно с ребенком жить. Свое чадо она считает не «чистым листом», но личностью, задачей которой является найти себя в этом мире, выразив саму свою сущность, а не приспособиться к нему, отточив в себе те или иные востребованные социумом характеристики.

Тем не менее упражнений и советов по изготовлению дидактического материала в книге хватает. Немало потребуется и усилий со стороны родителей, если они решатся слепо следовать всем рекомендациям. Впрочем, это относится к любой методике, если брать ее на вооружение в чистом виде.

По Сесиль Лупан, ребенку нужна информация. Каждый день, понемногу, обо всем на свете: вкусы, звуки, запахи, явления природы, тактильные ощущения, сенсомоторный опыт, животные на картинках в книжках и вживую — все для того, чтобы мозг привыкал воспринимать информацию, обрабатывать ее, анализировать и запоминать.

Но только та информация не пройдет мимо малыша, которая ему интересна, которая затронула такие каналы восприятия, что не могла не отозваться восхищением и любопытством.

В отличие от Гленна Домана, Сесиль Лупан не сосредоточивается только на визуальном канале передачи информации, а дополняет его другими, затрагивающими все органы чувств: слух, вкус, обоняние, осязание.

Как именно развивать малыша по методу Сесиль Лупан:

  1. Чтобы развить осязание, малышу необходимо все трогать (мешочки с наполнителями, различные фактуры).
  2. Для развития слуха важны звуковые контрасты (умеренно громко – тихо, медленно – быстро), для зрения — такие же контрастные картинки или карточки с графическими узорами и геометрическими фигурами, выразительная мимика взрослого, мобиль над кроваткой.
  3. Обоняние можно развивать, знакомя малыша со всеми запахами в доме и на прогулке (в том числе изготавливая мешочки с разными ароматами), а для развития вкусовых рецепторов нужно давать пробовать здоровую пищу со взрослого стола.
  4. Двигательную активность и сенсомоторное восприятие Лупан стимулирует с помощью массажа, упражнений, плавания и динамической гимнастики.

Огромное значение Сесиль Лупан придает формированию речевых навыков.

  1. Речь развивается в разговорах с малышом на любую тему, а в самом раннем возрасте — через называние окружающих ребенка предметов, частей его тела, обозначение звуков, объяснение наблюдаемых природных явлений и т. д.
  2. Считалки, потешки, короткие стишки и сказки, песенки, колыбельные — с рождения.
  3. Ребенка постарше можно просить рассказывать истории по картинкам, выдумывать свои сюжеты, комментировать иллюстрации в книгах.
  4. Речь взрослого должна быть четкой и без упрощений.

В знакомстве с предметом Лупан предлагает задействовать максимальное число органов чувств: потрогать, понюхать, четко произнести его название, рассказать о его назначении и, если это возможно, увидеть его в деле.

Ценно у Лупан и то, что она лишний раз акцентирует внимание на важности эмоционального и телесного контакта матери и ребенка: свободное выражение чувств, поцелуи, объятия, поглаживания — основа формирования у крохи принятия самого себя, любви к себе, хорошей самооценки.

Какие педагогические принципы можно вывести из методики Сесиль Лупан?

Основные принципы методики Лупан

  • Родитель — лучший преподаватель для своего малыша.
  • Обучение идет через игру.
  • Для полноценного развития важно стимулировать все сенсорные системы (пять чувств: зрение, вкус, обоняние, слух, осязание).
  • Темы, с которыми следует знакомить малыша, подсказываются любопытством самого ребенка и берутся на пике его интереса к ним.
  • Знакомство с предметом происходит через максимально возможное количество каналов восприятия.
  • Игра прекращается до того, как ребенок теряет к ней интерес или устает.
  • Необходимо доверять своему сыну или дочке.
  • Важно поощрять любые усилия ребенка и радоваться его успехам.
  • Любознательность малыша поддерживается быстрой сменой впечатлений и их новизной.
  • Свободное выражение чувств, сигнализирующих о принятии, — поцелуи и объятия.

Философия Сесиль Лупан гармонична и близка любому родителю. Она считает, что ребенок не объект экспериментов, не пустой сосуд, требующий безразборного заполнения энциклопедическими знаниями, а окно в другой мир, в котором жить в гармонии можно, только настроившись на ту же волну. Это и есть отправная точка для взрослого, исповедующего осознанное родительство.

Прислушиваться к своему ребенку, идти за ним, следовать его интересам и познавательным порывам, сначала опустившись на его уровень, а потом начав с ним совместное восхождение к вершинам человеческого разума, — такова траектория родительского участия в воспитании и развитии ребенка, по Сесиль Лупан.

Методика Зайцева

Николай Зайцев, переводчик по профессии, начинал свою трудовую деятельность с преподавания взрослым русского языка как иностранного. В скором времени у него начал вырабатываться свой метод быстрого обучения языку — наглядный, простой, без обилия правил.

Затем Зайцев попытался применить свои наработки, занимаясь со школьниками, но этот возраст оказался невосприимчивым к его методу. Наконец, педагог переключился на самых младших детей — от 1,5 лет — и неожиданно заметно преуспел. Годовалые малыши начинали говорить, а младшие дошкольники — читать уже после нескольких занятий. Так пособия Зайцева, быстро обучающие чтению и счету, были взяты на вооружение педагогами и родителями.

  1. В первую очередь, известны «кубики Зайцева» — отличающиеся друг от друга по размеру, с нанесенными на их грани разноцветными буквами. Последние на гранях объединены в «склады» (некое подобие слога), из которых ребенок, ставя рядом несколько кубиков, собирает слово. Частью пособия являются таблицы, по ним можно находить и пропевать склады, строить слова.
  2. Счет и умножение любых чисел в пределах до 100 и далее под силу освоить 4 – 5-летнему дошкольнику, занимающемуся по играм «Стосчет», «Счетные палочки Зайцева», «Пять в кубе», «Тысяча и еще» и др. Каждая из них также сопровождается методическим пособием и таблицами.
  3. Таблицам в системе Зайцева отведена особая роль: они систематизируют материал так, что правила русского языка и математики становятся наглядными и простыми для освоения и запоминания.
  4. В детских садах, применяющих зайцевскую систему обучения чтению и счету, урок длится около получаса. Материал подается в игровой форме, за партами никто не сидит — наоборот, можно бегать, прыгать, лежать на полу, топать ногами, хлопать в ладоши.
  5. Таблицы в виде плакатов висят на стенах, к ним можно подходить в любой момент, они всегда перед глазами, что позволяет лишний раз освежить в голове материал и тем самым закрепить его.
  6. Непринужденная обстановка, игровая атмосфера, отсутствие жесткой регламентированности как в подаче материала, так и в правилах поведения — все это создает уникальную атмосферу, когда детей не надо заставлять учиться.

Помимо усвоения навыков чтения и счета, играя с пособиями Зайцева, малыши тренируют мелкую моторику, память, внимание, развивают речь, учатся самоконтролю.

Основные принципы методики Зайцева

  • Обучение должно задействовать максимальное количество каналов восприятия: слух, зрение, моторику, мышление.
  • Задача образовательного педагогического процесса — пробудить самостоятельную познавательную деятельность ребенка.
  • Обучение идет через игру, весело, непринужденно.
  • Эргономичная организация среды — таблицы на стенах, дидактический материал на полу (никаких парт) — ничто не должно ограничивать свободу движения.
  • Наглядность материала обеспечивает связь образа (символа), слова и понятия, а работа с дидактическим материалом закрепляет эту связь через действие (манипуляции с кубиками, счетными палочками).
  • Обучение идет от частного к общему и от общего к частному.
  • Весь материал дается сразу и системно.
  • Никакой зубрежки.

По мнению педагогов и психологов, этот метод более всего подходит детям с выраженным творческим началом, а тем, кто его не имеет, позволяет развить образное мышление и музыкальный слух.

Мы познакомили вас с самыми распространенными и любимыми педагогами и родителями методиками раннего развития. Они отличаются друг от друга — рассчитаны на разный стартовый возраст, ставят перед детьми разные задачи. Но все они объединены одной целью — помочь ребенку раньше и проще начать ориентироваться в мире, искать ответы и не бояться новых задач.

Как же выбрать методику, которая подойдет именно вам?

Как выбрать методику для своего ребенка

Важно понять, что вы, как родитель и педагог своего малыша, берете на себя ответственность за его воспитание и обучение. И все ваши дальнейшие действия строятся на основе ясного понимания вами своих задач и возможностей. Соизмеряйте собственные желания и силы, иначе можно не получить ожидаемого эффекта.

Прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо для себя понять, какую задачу вы ставите перед ним и перед собой и каких результатов ожидаете.

  1. Скорее всего, первым заговорит ваш разум. Вы захотите, чтобы малыш вырос смышленым, легко учился, самостоятельно справлялся с любыми образовательными задачами, бегло читал и отлично считал, писал стихи, музицировал, рисовал, был в числе первых в своей спортивной секции, выигрывал городские конкурсы, олимпиады и т. д.

    Кому бы не хотелось такого «легкого» ребенка, тешащего родительское самолюбие и удовлетворяющего нереализованные амбиции мамы и папы.

  2. Разве что самого ребенка за всеми этими достижениями не видно. Поэтому, не выкидывая все вышеперечисленное из головы, а лишь на время приглушая свои мысли, которые во многом появились под воздействием социальных стереотипов, обратимся к области чувственного.

  3. Представьте себе своего ребенка через 3, 5, 10, 20 лет. Каким вы его видите? Что он умеет делать? Он счастлив? Как выглядит ваш совместно прожитый день? Чем наполнено ваше с ним общение? Какая вы семья?

    Оживите картинку, наполните ее звуками, светом, эмоциями — любыми деталями из реального опыта.

  4. А теперь обратитесь к тому рациональному, которое вы на время в себе отключили. И постарайтесь получить от него ответ: какие знания и навыки позволят вашему крохе стать тем, кем вы его увидели, — умелым, счастливым, довольным человеком?

    Это упражнение поможет вам выстроить ориентиры и приоритеты не только в занятиях с ребенком, но и в воспитании в целом.

Как выбрать методику детского развития?

  • Составьте примерную программу действий: какие направления в развитии вашего ребенка вы считаете необходимыми?
  • Подумайте, какие занятия, на ваш взгляд, удовлетворяют требованиям развития разных сторон личности вашего чада.
  • Разберитесь в:
    1. ребенке (насколько метод подходит именно вашему малышу, соответствует ли он его нынешним потребностям и интересам);
    2. материале (все ли вам понятно в методике — читайте пособия, отзывы других родителей, ходите на лекции и семинары);
    3. себе (может ли быть реализована данная методика при ваших возможностях: учитываться должны финансы, время, педагогический талант, силы, терпение).
  • Действуйте!

Как выбрать методику для конкретного возраста

1. Важно понять, какие навыки вы хотите развивать.

Возьмем для примера чтение.

  • Если новорожденному показывать карточки с буквами, он быстрее научится фиксировать взгляд.
  • Если четырехмесячному малышу предлагать кубики Зайцева, он, пытаясь ухватить и удержать предметы, будет тренировать мелкую моторику.
  • Полугодовалый малыш, созревший для ползания, будет стремиться доползти до кубика «ма», если положить его на некотором расстоянии от ребенка, и вскоре наградит вас произнесением соответствующего слога, правда, в первую очередь потому, что это наиболее часто встречающийся слог в лепете младенцев (наряду с «ба» и «па»).
  • Если годовалый кроха построит паровозик или башенку из кубиков «ма-ма», то только потому, что в год малыш обожает играть двумя предметами одновременно, а вы ловко подсунули ему для игры именно эти склады. Но все это не означает, что не надо пытаться! В 2 – 3 года ребенок обязательно осознанно сложит слово «мама», если вы занимались обучением чтению с рождения. А сколько других навыков приобрел ваш малыш, пока вы ждали этого результата. Стоит того, чтобы не опускать руки!

2. Созревание психики. Будем помнить, что навыки начинают усваиваться тогда, когда для этого созревает психика (те самые сенситивные периоды развития), но будет нечему усваиваться, если не создавать условий.

Поэтому главный вопрос не в том, какую методику развития выбирать для конкретного возрастного этапа, а в том, как строить сам процесс обучения ребенка чему-то новому. И ответ здесь простой: постоянно, через игру и в удовольствие. И специально для мам-отличниц: не рассчитывать на быстрый результат и не ждать от ребенка отдачи от «вложений».

  • В каждой из упомянутых здесь методик есть элементы, которые можно использовать на любом этапе жизни малыша. Важно только адаптировать их к возрасту, потребностям и интересам ребенка, которые наблюдаются в данный момент. В полгода малышу можно читать потешки, делая ему массаж, в год — тренировать чувство ритма, прохлопывая слова, и тогда в 1,5 года ваша радость будет подпевать вам, а в 2 — впервые сложит «со-ро-ка».
  • Ничто не мешает в любом возрасте прививать ребенку уважение к народным традициям, труду и творческому раскрытию, как в вальдорфской педагогике. Стимулировать двигательную активность, к чему призывал Гленн Доман, можно когда угодно: малыш не продемонстрирует особых физических навыков раньше, чем его тело окрепнет для выполнения тех или иных движений и элементов, а своими занятиями вы будете только способствовать этому.
  • Что касается чтения и счета с использованием кубиков, счетных палочек Зайцева и прочего инструментария, то ребенок готовится к этому, первоначально просто изучая материал в игре.
  • К тренировке мелкой моторики, как в системе Марии Монтессори, вы не приступите раньше, чем малыш научится хватать и удерживать предметы, но и безучастно ждать, что ребенок сам подготовит руку к письму и выполнению сложных моторных операций, тоже не станете.
  • А отношение к ребенку как к независимой и свободной личности, что проповедуют Никитины и Лупан, нужно сформировать в себе еще до его рождения.

Так что если не ждать быстрых результатов и использовать ту или иную методику как общеразвивающий инструмент (а во всех пособиях, созданных для этих методик, такая опция заложена), то возрастных ограничений практически нет. Будьте чуткими к реакциям вашего ребенка: он вам подскажет, что ему интересно, в каком направлении ему хочется двигаться, что он готов начать осваивать, а что нет. Если малыш игнорирует конкретную игрушку (кубики, пазл, головоломку, сортер) или даже капризничает, отложите ее на время и вернитесь к ней позже. Но оставьте предмет в поле зрения ребенка и в свободном доступе. В какой-то момент интерес к этой игрушке может пробудиться сам, без вашего активного участия. В этом и есть смысл развивающей среды.

Однако некоторая психофизиологическая незрелость центральной нервной системы (включая мозг) и мышц для четкого применения на практике тех или иных навыков, а также неготовность усваивать материал, если не закреплен предыдущий по сложности, все-таки существует. Бесполезно учить малыша прыгать на одной ноге, если он с трудом может удерживать равновесие, просто стоя на ней. Не будет результатов в запоминании таблицы умножения по пособиям Зайцева, если у ребенка не сформировалось понятие состава числа. Это, конечно, надо помнить. Все постепенно. От простого к сложному. Понемногу. Каждый день. И с радостью!

Подробно о том, как развивать малыша в год, каким должно быть развитие ребенка в 2 года, что он должен уметь в 3 года, какие двигательные и познавательные навыки дети демонстрируют в 4 года, мы говорим в статьях «Первый год жизни ребенка — этапы развития», «После 2 лет. Здоровье и развитие малыша» и «После 3 лет. Здоровье и развитие малыша».

Как не навредить ребенку занятиями

Несколько простых правил не оставят места вашим сомнениям:

  • Вспомните, что говорили все основоположники методик: занятия должны приносить радость и доставлять удовольствие (вам и ребенку), никакого насилия!
  • Занимайтесь только тем, в чем хорошо разобрались, когда вы согласны с методикой по всем пунктам, разделяете убеждения автора, ставите те же цели и задачи.
  • При любых возникающих уже в процессе обучения сомнениях возвращайтесь к вопросу «как это делает моего ребенка счастливым?». Сомнение — сигнал о том, что возникает потребность в переосмыслении и в переменах.
  • Помните о балансе: только гармонично развитая личность имеет шансы на благополучную во всех смыслах жизнь. Сбалансированность в развитии физическом, интеллектуальном, творческом, социальном — ключ к этому благополучию.
  • Не забывайте о том, что плодов вашего педагогического труда не будет видно еще очень долгое время. Не работайте на результат, обучение — это не результат, а процесс.
  • Не перекладывайте ответственность за развитие вашего ребенка на автора методики. Вы как родитель — лучший педагог своим детям.
  • Берегите свои силы (вернитесь к первому пункту).
  • Будьте творцом. Сочетайте методики. Ищите свои пути и способы. Творите.

В заключение поговорим немного о том, что такое развивающая среда и как ее создать.

Как создавать развивающую среду

Все авторы методик говорят о богатой развивающей среде. Детали могут различаться (сравните в этом отношении вальдорфскую педагогическую систему и методику Домана), но общей всегда является идея о том, что в окружающей ребенка среде должно быть достаточно внешних раздражителей, стимулирующих его познавательный интерес, поисковую активность, желание исследовать мир, получать о нем все новые и новые сведения, учиться управлять им.

С тем, какими игрушками с высоким развивающим потенциалом наполнить свой дом, вы можете познакомиться в наших статьях «Путеводитель по игрушкам», «Мелкая моторика: развитие с рождения», «Развитие речи с рождения и до 4 лет», «Упражнения для развития речи» и др.

Здесь мы ограничимся только общими рекомендациями. Как сделать среду по-настоящему развивающей, что она должна в себе заключать, чтобы быть таковой?

  • Ежедневное общение и эмоциональная близость с заботящимися взрослыми.
  • Непосредственная среда обитания ребенка, наполненная объектами и предметами, вызывающими интерес для разглядывания и изучения с задействованием всех каналов восприятия (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание). Все пространство дома со всеми безопасными объектами в свободном доступе.
  • Игрушки, стимулирующие все органы чувств.
  • Предметы, реализующие потребность ребенка в движении: спортивный уголок, спортивные снаряды.
  • Игры, среди которых особое место занимают сюжетно-ролевые: в них ребенку разрешают играть, реализуя его потребность в усвоении социальных ролей и моделей поведения, в том числе трудового.
  • Книги, пособия, дидактический материал.
  • Богатство социального опыта (улица, парк, лес, транспорт, детская площадка, музей, садик, развивающие занятия, походы в гости и прием гостей у себя, поездки, экскурсии).

Как конкретно будет реализован каждый из перечисленных элементов, зависит только от вас. При этом важно помнить, что среда не самоцель, она создается для вашей совместной с ребенком жизни. По сути, богатая развивающая среда — это ваша проявляющаяся в конкретных объектах и предметах любовь к своему чаду, ваше желание открыть для него мир, показать его красоту и многообразие, передать свое понимание безграничности возможностей по реализации естественного интереса к жизни.

Не бойтесь демонстрировать свою любовь, не бойтесь делать ошибки (они все равно будут), менять методики, свои взгляды на воспитание и развитие. Не бойтесь чувствовать себя иногда уставшими, сомневаться в своих родительских способностях, не стремитесь показывать ребенку только глянцевую обложку себя.

Признание родителями своих просчетов, несовершенства и взрослая (без истерик) демонстрация этого ребенку — необходимый духовный опыт для малыша и такой же обязательный элемент развивающей среды. В этом тоже есть развитие — и ребенка, и ваше личное. Оно не заканчивается с началом школьного этапа, с поступлением в вуз, с получением желаемой работы или с появлением первых внуков. Развитие продолжается ровно столько, сколько длится жизнь. Творите, развивайтесь, радуйтесь жизни сами и учите этому вашего ребенка!


Список использованной литературы

  1. Мулюкина Елена, Агеенкова О. В. Чудо-ребёнок с самых пелёнок. Пошаговая методика развития ребёнка с рождения до года. Санкт-Петербург: Издательство «Антология», 2017. — 256 с.
  2. Рапопорт Анна. Энциклопедия методов раннего развития. Москва: Издательство «АСТ», 2009. — 384 с.
  3. Авдеева Наталия, Мещерякова С. Ю. Вы и ваш младенец: О воспитании и психическом развитии ребенка от рождения до года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2009. — 224 с.
  4. Дмитриева В. Г. Раннее развитие и обучение вашего малыша. Главная книга для родителей. Москва: Издательство «АСТ», 2010. — 208 с.